Абсолютно гениальная идея с помощью лучших конструкторов мира усовершенствовать массовый советский автомобиль однажды чуть не осуществилась. Жалко только, что «чуть» не считается…
Помимо гоночных и спортивных автомобилей фирма Porsche во все времена была известна крутейшим дизайн-инжиниринговым департаментом, который предлагал услуги всем желающим.
Профиль работ простирался от разработки отдельных компонентов до создания автомобиля с нуля. В любом случае заказчик мог рассчитывать на высочайшее качество исполняемых работ и очень-очень высокий ценник.
Отчасти и по этой причине инженеры Porsche не просто попивали кофе в ожидании заказчиков, а постоянно что-то придумывали сами, рассылая свои проекты и предложения тем, кому они могли бы пригодиться. Так, в начале 70-х годов прошлого века в прицеле Porsche неожиданно оказался советский завод АЗЛК, выпускавший автомобили «Москвич».
Впрочем, почему неожиданно? Все как раз было логично. Именно в 70-х после запуска конвейера ВАЗа некогда популярные и на внутреннем, и на внешнем рынках «Москвичи» вдруг резко сдали позиции. На фоне гораздо более модных, удобных и качественных «Жигулей» даже наиболее совершенная в гамме АЗЛК 412-я модель постарела за один миг.
При этом все понимали: разработка принципиально нового автомобиля — дело и долгое, и дорогое. Именно тут смекалистые инженеры «Порше» и разглядели свой шанс: «Не желают ли господа из России рестайлинг?»
Стало и было. Слева обивка двери немецкого «Москвича», справа — советского
Упор сделали на эффективность и бюджетность. Минимум изменений и максимум результата. Немцы чуть освежили внешность 412-го, убрав излишек хрома с решетки радиатора и молдингов, и заметно облагородили салон. На сиденьях появилось подобие боковой поддержки и подголовники. Дверные карты заиграли актуальным дизайном, а внутренние ручки отпирания дверей интегрировали в подлокотники.
«Припоршевленный» «Москвич» разжился новым рулем, комбинацией приборов и избавился от торчащих рычажков и переключателей. Какая-никакая, а забота о пассивной безопасности. Наконец, запаску в багажнике немцы разместили вертикально и облагородили трюм пластиковым кофром.
На эскизах и скетчах «перспективных» «Москвичей» в Porsche не экономили: шанс произвести наилучшее впечатление не выпадает дважды…
Получилось в целом неплохо. Уж во всяком случае лучше, чем было. Но проект рестайлинга 412-го был только частью предложения «Порше». Мол, если советские господа найдут необходимое количество дойчмарок, немецкая сторона готова поспособствовать в разработке принципиально новой модельной линейки «Москвича».
Она может включать модели как с четырех-, так и с шестицилиндровым мотором и вообще любой тип кузова — от базовых седана и универсала до внедорожника и спорткупе.
Надо ли говорить, что фокус не прошел? В руководстве АЗЛК сердечно поблагодарили старательных немцев и, пообещав подумать и перезвонить, сразу забыли штутгартский номер телефона. Не для того «Москвичи» в 60-х годах зарабатывали валюту, чтобы теперь ее тратить! Тем более что в конструкторском бюро московского завода уже поняли, в каком направлении действовать.
Когда в 1976-м на рынке был представлен «Москвич-2140» — рестайлинг 412-го, выполненный собственными силами АЗЛК, — в нем без особого труда можно было найти некоторые решения, предложенные еще инженерами Porsche…