Самым удивительным проявлением ясновидческого дара Ванги, по мнению многих специалистов, является ее умение «общаться» (ведь и слово нужное не подберешь!) с умершими родными, близкими и знакомыми тех, кто к ней приходит. Представления Ванги о смерти, о том, что происходит с человеком после нее, резко отличаются от общепринятых.
Приведем один из диалогов Ванги с режиссером П.И. (запись 1983 года).
— Я тебе уже сказала, что после смерти тело разлагается, исчезает, как и все живое после смерти. Но определенная часть тела не поддается тлению, не гниет.
— Видимо, имеется в виду душа человека?
— Не знаю, как назвать. Я считаю, что то в человеке, что не подвержено тлению, развивается и переходит в новое, более высокое состояние, о котором мы ничего конкретно не знаем. Примерно происходит так: умираешь неграмотным, затем умираешь учеником, затем человеком с высшим образованием, затем ученым.
— Так, значит, человека ждет несколько смертей?
— Смертей несколько, но высшее начало не умирает. И это — душа человека.
Для Ванги смерть — лишь физический конец, а личность сохраняется и после кончины.
Однажды одному посетителю Ванга рассказывала о его покойной матери, а он спросил Вангу: может быть, его присутствие вызвало в ней образ умершей женщины? Ясновидица ответила: «Да нет, они приходят сами. Я для них — врата в этот мир». Иногда ее высказывания обретают стройность математических формулировок. Ну, например, такое: «Когда передо мной стоит человек, вокруг него собираются все умершие близкие. Они сами задают мне вопросы и охотно отвечают на мои. То, что я услышу от них, я и передаю живым». Все четко и ясно, и ничего нельзя понять. Может быть, только сердцем?..
Записываем со слов Ванги: «Однажды ко мне пришла молодая женщина, и я ее сразу спросила: «Помнишь, у твоей умершей матери был шрам на левом бедре?» Женщина подтвердила, что шрам точно был, и спросила меня, откуда мне это известно. Откуда… Ведь все очень просто. Сама умершая стояла передо мной. Это была молодая, веселая, улыбающаяся синеглазая женщина в белом платочке. Помню, она подняла пеструю юбку и сказала: «Спроси, помнит ли дочка, что у меня на ноге остался шрам от ушиба?» Потом покойница сказала мне: «Передай через твою гостью Магдалене, чтобы больше не приходила на кладбище, так как ей трудно, у нее нет колена». Магдалена была сестрой моей гостьи, и гостья подтвердила, что у сестры искусственная чашечка колена и ей трудно ходить».
После сказанного была довольно долгая пауза, а затем Ванга продолжала говорить, много и вдохновенно: «Я слышу голос твоей матери, она просит передать тебе следующее. Когда турки хотели поджечь наше село Галичник, мой отец предложил им большой выкуп, чтобы спасти село. А потом мы решили построить церковь и вырубили все шелковицы в селе, других деревьев поблизости не было. Переносили стволы деревьев к месту строительства тайно, ночами. Построили церковь. А перед ней сделали трехрогую чешму (фонтан)».
Изумленная гостья сказала Ванге, что никогда не слыхала таких подробностей, но когда она была в Галичнике, то действительно не увидела там традиционных шелковиц, а перед церковью бил трехрогий фонтан.
Ванга тем временем продолжала вещать, говоря как бы языком покойницы: «Недавно мой сын ударился головой и сейчас очень болен». — «Да, — подтвердила посетительница, — у брата был тромб в одном из сосудов мозга, его прооперировали». Ванга продолжала: «Сделайте еще одну операцию, но только для самоуспокоения. Никакого толку не будет, твой брат скоро умрет».
Не стану повторять, что все так и вышло.
Еще один случай. Пришла женщина, чей сын, солдат, попал в катастрофу и погиб. Ванга спросила:
— Как звали юношу?
— Марко, — ответила мать.
— Но мне он говорит, что его звали Марио.
— Да, — подтвердила женщина, — дома мы его звали Марио. Через Вангу юноша сообщил, кто виновен в катастрофе, и добавил:
— Смерть сама предупредила меня (через предчувствие) еще в пятницу, а во вторник я уехал.
Умер юноша во вторник.
Умерший спросил, купили ли ему часы.
Мать рассказала, что сын потерял часы и она обещала купить ему новые, но после смерти, конечно, не стала покупать ничего.
Юноша спросил еще, почему он не видит свою сестру, и его мать ответила, что сестра закончила институт, живет и работает в другом городе.
Такая совершенно невероятная способность Ванги общаться с умершими произвела большое впечатление на известного литературного критика Здравко Петрова. В одном софийском журнале, еще в 1975 году, он публикует очень интересный материал, озаглавленный «Пророчествующая болгарка». Приведем его с небольшими сокращениями.
«До осени 1972 года я придавал очень мало значения факту, что в маленьком городе Петриче, рядом с греческой границей, живет пророчица, привлекающая внимание многих болгар. С раннего утра до позднего вечера ее двор полон людьми. Она знает о судьбе пропавших людей, раскрывает преступления, ставит медицинские диагнозы, рассказывает о прошлом. Самое удивительное в ее даре — это то, что она рассказывает не только о настоящем, но и предвещает будущее. Ее предсказания лишены фатальной последовательности. Ее собственный опыт научил ее быть очень внимательной в своих предсказаниях. Кроме того, не все, что возможно, становится реальностью. Гегелевским термином «расщепленной реальности» можно объяснить не только вероятность, как философскую категорию, но и явление Ванги. О некоторых вещах она говорит с поразительной точностью.
Во время одного из сеансов, на котором я присутствовал, Ванга попросила своего «пациента» дать ей часы, обыкновенно к ней приходят с кусочками сахара. Его очень удивило, что она хочет пощупать именно часы. Но Ванга сказала ему следующее: «Я держу в руках не твои часы, а твой мозг».
Однажды, случайно, я оказался в Петриче на отдыхе. Провел там несколько дней. Мои знания об этой простой женщине, наделенной даром предсказания, таким образом несколько расширились. Я заглянул к ней на огонек, послушал ее я ушел. Честно говоря, у меня не было намерения подвергаться каким-то ее «сеансам». Похоже, что Ванга поняла это мое состояние в первые дни моего пребывания в Петриче, потому что позднее сказала одному моему приятелю: «Он пришел с желанием не узнать ничего о себе, а я ему все рассказала». И рассмеялась своим характерным смехом.
Но самая интересная часть всей этой истории начинается сейчас.
Мой друг, который и познакомил меня с Вангой, имел машину и предложил после обеда прокатиться за город. Предложил не только мне, но и Ванге с сестрой. Все вместе мы подъехали к селу Самойлове, около которого находились развалины крепости, построенной царем Самуилом, — объект археологических исследований и реставрации. В машине мы ехали молча. Приехав, решили осмотреть крепость и начатые раскопки. Так как Ванга не могла порадоваться вместе с нами видом старинной крепости, она осталась в машине вместе с сестрой. Они разговаривали между собой.
Я прогуливался неподалеку. И вдруг, когда я был в 7-8 метрах от машины, Ванга заговорила. Я понял, что ее слова относятся ко мне. Она меня изумила первой же фразой: «Отец твой Петр здесь». Я замер, как Гамлет, созерцающий дух своего отца. Что я мог ответить? Отец мой умер пятнадцать лет тому назад. Ванга стала говорить о нем с такими подробностями, что я просто окаменел от изумления. Я не могу ничего сказать о моих тогдашних ощущениях, но те, кто видел меня, говорят, что я был очень возбужден и смертельно бледен. Она несколько раз повторила, что отец мой стоит перед ней, хотя я до сих пор не могу представить, в каком качестве и в какой проекции — в прошлом, настоящем или будущем — она его видела. Тем не менее Ванга даже указала на него рукой. Очевидно, она «получила сведения» (как?!) о каком-то нашем домашнем событии, давно забытом даже мной.
Для Ванги нет понятия настоящего, прошлого, будущего. Время в ее представлении — один общий однородный поток. У меня, по крайней мере, создалось такое впечатление. Так, она легко рассказывала мне о прошлой жизни моего отца. Ей было «известно», что он, будучи адвокатом по профессии, преподавал политэкономию и гражданское право в турецкой гимназии до революции 1944 года.
Затем Ванга стала говорить о моих дядях. Назвала двух из них. О третьем моем дяде, который трагически погиб, я ей рассказал сам. Его смерть была окружена тайной. Ванга сказала, что причиной его убийства стало предательство. Очень меня удивило и то, что она вдруг спросила: «Кого в вашей семье зовут Матеем?» Я ответил, что так звали моего деда. Мне было пять лет, когда холодным январским днем его похоронили. Прошло уже сорок лет с того дня. То, что она знает имя деда, меня изумило.
Когда я вернулся в Софию и рассказал своим друзьям обо всем, один из них спросил меня, не думал ли я о деде в тот момент. Я ответил «Нет!» Я очень редко вспоминаю о нем даже в Софии, где есть несколько родственников, с которыми мы могли бы говорить о нем. Даже самые близкие мои друзья не знают его имени. Ванга сказала, что он был хорошим человеком. Таким знали его и мои родственники.
Ванга говорила о моих родственниках долго, около 10-15 минут. Рассказала и о племяннице, которая ошиблась на экзаменах при поступлении в университет. Упомянула даже о мелких житейских вещах, например, о том, что у меня в квартире неисправно паровое отопление. Затем посоветовала мне чаще бывать на солнце, так как это необходимо для моего здоровья. Я действительно не очень люблю солнце, но она настойчиво советовала гулять больше. Она сказала: «Пусть солнце станет твоим богом». Затем она сказала, что у меня два высших образования («две головы», так она это определила), присутствующие добавили, что я был на специализации в Москве.
Затем Ванга сказала, что видит воинов Самуила. Они прошли рядами перед Вангиным внутренним взором. Из истории мы знаем, что по приказу Василия II они были ослеплены. Ванга спросила меня, кто их ослепил, какой он был национальности. Я очень смутился, в памяти у меня был провал, я совершенно забыл историю этой царской династии. После мой друг спросил меня, как я мог забыть родословную Василия II, хорошо зная византийскую историю. Наверное, я был просто очень смущен способностью Ванги видеть такое далекое прошлое. При других обстоятельствах Ванга спросила меня, кто такие были византийцы. Она рассказала, что однажды, когда она была в церкви в городе Мелник, услышала голоса, которые сказали: «Мы — византийцы». Она увидела людей, одетых в златотканые одежды, и развалины римской бани под землей. Несколько знатных византийцев действительно были вынуждены покинуть родину и поселиться в Мелнике. Она рассказывала и о других исторических личностях.
Я пытался понять ее удивительную способность видеть прошлое и будущее. Между нами все время происходил очень интересный диалог.
Ванга начала говорить о смерти. Мы не могли оторвать глаз от ее неподвижного лица. Очевидно, у нее были видения. Рассказала о некоторых случаях, при которых она ощутила приближение смерти. Рассказала, что видела точный час смерти своего супруга. Затем рассказала, как однажды, когда варили сливы во дворе, смерть «прошумела» над деревьями. Это было похоже на балладу. В представлении Ванги смерть — это красивая женщина с распущенными волосами. У меня было чувство, что передо мною поэт, а не прорицательница».
Смерть… Это страшная и никем не желанная гостья, рвущая ниточки наших жизней. Но, по мнению Ванги, это проекция нашего «я» в каких-то других, непонятных нам измерениях.
…Однажды к Ванге приехала молодая женщина из Софии. Ванга повернулась к ней и спросила:
— А где твой приятель?
Женщина ответила, что он мертв, утонул несколько лет назад, купаясь в реке.
Ванга описала молодого человека, сказав, что видит его как живого, что он сам с ней разговаривает.
— Я вижу его перед собой. Он высок, смугл, на щеке — родинка. Я слышу его голос. У парня небольшой дефект речи.
Женщина все подтвердила. Ванга продолжила:
— Он мне сказал: «Никто не виновен в моей смерти. Я сам упал в воду и сломал позвоночник». Спрашивает, кому достались его часы и другие вещи. Вспоминает многих, расспрашивает о знакомых и друзьях. Советует своей приятельнице выйти в скором времени замуж и уверяет, что выбор будет удачным.
Испанский ученый, профессор, рассказал Ванге о том, какой доброй и заботливой была его умирающая мать. Но всю жизнь она прожила в бедности. Ванга прервала его и сказала:
— Подожди, я расскажу, как было дело. На смертном одре твоя мать сказала: «У меня нет ничего, чтобы оставить тебе, кроме старого семейного перстня. Ты одинок, пусть же он помогает тебе и бережет тебя в жизни».
Изумленный профессор подтвердил, что все было именно так.
— Хорошо, — сказала Ванга, — что же стало с этим перстнем?
Испанец объяснил, что однажды, когда он уже был знаменитым ученым, во время отдыха на берегу реки перстень соскользнул у него с пальца и упал в воду. Он его искал, но так и не нашел.
— Что же ты сделал, человек? Ты потерял связь со своей матерью! — воскликнула Ванга.
Смущенный ученый признался, что иногда такая мысль мелькала в его голове, так как неудачи стали с тех пор преследовать его на каждом шагу, но, как ученый-материалист, он гнал подобные мысли прочь.
Несколько лет назад, во время наводнения, муж и жена потеряли своего единственного ребенка. Логично было бы предположить, что ребенок утонул, но в это не хотелось верить. Они приехали к Ванге, чтобы узнать правду. И Ванга — этот случай рассказан ею самой — высказала им следующее: «Не плачьте, такова судьба вашего дитяти. Его действительно нет среди живых. Но труп не там, где его искали. Он внизу, где река делает поворот. Там большие деревья, и тело застряло в корнях. Я вижу его, как живого. Он подает мне руку, он зовет меня, чтобы я показала вам это место. Он хочет, чтобы его похоронили».
Через некоторое время родственники этой семьи приехали к Ванге и рассказали, что труп ребенка был найден точно на том месте, которое она сказала. Тело несчастного ребенка извлекли и предали земле.
Таких случаев тысячи, описать их все невозможно, да и тема, надо признаться, не очень приятная.