Понятно, что большинство старых машин разрезали до металл. Тем не менее, значительная часть экземпляров находили вторую жизнь на земле. Музейные экспонаты и памятники – далеко не единственный вариант их использования.
Сколько самолетов превратились в памятники и музейные экспонаты, трудно даже подсчитать. Достаточно сказать, что только в Центральном музей военно-воздушных сил в Монино числятся около 600 крылатых машин, не считая вертолеты. А есть еще музей Чкалова в Нижегородской области и несколько других музеев малого масштаба.
В Центральном музее военно-воздушных сил в Монино числятся около 600 самолетов.
Подсчитать все самолеты-памятники практически невозможно
Достаточно сказать, что только двухмоторные авиалайнеры Ил-14 установлены как минимум в 10 разных местах по территории бывшего СССР, включая такие экзотические, как станица Бриньковская Краснодарского края и поселок Фролы близ Перми, Да плюс еще пяток рассыпаны по дружественным странам.
Дела культурные
Несколько машин были переданы летным училищам и вузам для авиационных специалистов в качестве «учебных пособий». Одним из самых многочисленных подарков системе образования стало массовое списание Ан-10, случившееся в начале 1970-х. Сразу несколько экземпляров развезли по учебным заведениям.
Ан-10 в Комсомольском парке Липецка
Значительную часть превратили в развлекательные заведения – детские кинотеатры, летние кафе, даже тиры и залы игровых автоматов. Зачастую в самолете совмещались две функции – например, музея и кинотеатра или кафе и кинотеатра.
Опять же, наиболее массовым объектом для этой типично советской конвертации стал Ан-10 – их тогда установили в Киеве, Самаре, Таганроге, Казани и еще как минимум в десятке городов. А крылатое детское кафе в Казани получило говорящее название «Антошка».
Потери в постсоветское время
Часть из самолетов-памятников в 1990-е годы и позже были испорчены вандалами либо разобраны на металл. Одной из самых невосполнимых потерь стало уничтожение Ту-114, установленного в аэропорту Домодедово, в 2006 году.
Ту-114 в аэропорту Домодедово, 2005 г.
Хорошо, что несколько сотен машин все же сохранились до наших дней.