Детектив по-древнеримски, или Как император Тиберий раскрыл преступление
В Древнем Риме не было такого понятия как следователь или сыщик. Любое преступление расследовали в суде и выигрывал дело, как правило, тот, у кого была лучше репутация и более убедительные доводы. Улики и свидетели мало кого интересовали. Но бывали и исключения. Римский император Тиберий однажды взялся за самое настоящее расследование и восстановил справедливость.
Загадочная смерть в доме претора
В 24 году нашей эры в семье патриция Луция Апрония случилась беда. Его единственная дочь Апрония выпала из окна и разбилась насмерть. Это была очень странная смерть, совсем не похожая на суицид. Погибшая была вполне благополучной и довольной жизнью знатной дамой. Тело несчастной было поломано и изувечено. При этом никто не слышал криков, которыми почти всегда сопровождаются такие падения.
Отец погибшей, Луций Апроний, был в Риме большим человеком. Как большинство аристократов того времени он прославил свое имя в военных походах. Мужчина воевал в Германии и Далмации, подавлял восстание в Иллирике и участвовал во многих кампаниях помельче. За воинскую доблесть император разрешил носить Луцию Апронию триумфальные регалии, а это была большая честь.
Луций выбрал для своей дочери в мужья талантливого молодого юриста Марка Плавция Сильвана. Тот был не особо богат и известен, но имел хорошую репутацию в своей сфере. Не без помощи тестя Марк быстро дослужился до претора, а это в то время считалось блестящей карьерой.
Жена претора Марка Плавция выпала из окна его дома, глубокой ночью. Сам юрист в это время, по его словам, крепко спал. Убитый горем Луций сразу же обвинил в убийстве своего зятя. Доказательств не было, но, как мы уже говорили, это в тогда было не главное. Патриций жаждал мести и поэтому направился прямиком к императору Тиберию, с которым был на короткой ноге.
За дело берется император
Тиберий принял визитера и выслушал его. Но не все было так просто. Император хорошо знал Луция, но и подозреваемый Сильван был ему хорошо знаком. Бабушка Марка Ургулания была когда-то лучшей подругой матери императора. Поэтому сплеча рубить было нельзя и Тиберий захотел разобраться в этом деле.
На императора снизошел азарт и он решил расследовать загадочную смерть Апронии и добраться до истины. Опыта у Тиберия, разумеется, не было. Тогда вообще не существовало криминалистики и все пришлось придумывать с нуля. Император обожал загадки, таинственные истории и необъяснимые явления, о чем даже писал в своей «Естественной истории» Плиний Старший.
Тиберий был не только первым криминалистом. Его можно считать также основателем палеонтологии. Он собирал ископаемые останки, а однажды даже сам сделал слепок зуба доисторической акулы мегалодона. А еще любознательный монарх часто бродил вдоль берега моря после шторма, выискивая выброшенных на берег загадочных тварей.
Как и положено чудаковатому интеллигенту, Тиберий был сварлив, недоверчив и любил приложиться к бутылке. Можно сказать, что его характер идеально накладывается на образ частного сыщика из нуарного детектива. Император залез в паланкин и поехал осматривать место преступления. Как и положено он бродил по комнатам виллы Сильвана, высовывался из злополучного окна и долго топтался во дворе, на месте смерти несчастной Апронии.
Преступление раскрыто!
От глаза начинающего сыщика не скрылись важные мелочи, которых оказалось немало. Свежий скол на стене у окна, порванная занавеска, отсутствие мебели, которая была сломана и вынесена в другое помещение. Все говорило о том что в комнате происходила борьба. Странно что претор Сильван, занимая одну из самых высоких юридических постов империи, не позаботился о сокрытии улик.
Не поленился Тиберий обратиться и к людской молве. Он быстро узнал, что на римских улицах ходят слухи о том, что претор совратил собственного сына. После этого начала вырисовываться ясная картина. Апрония узнала о насилии над несовершеннолетним ребенком и затеяла неприятный разговор. Опасаясь огласки, Сильван избил супругу, а затем выбросил из окна.
Преступление было раскрыто и следовало бы немедленно покарать убийцу. Но это было совсем не в духе того времени. Тиберий вызвал претора в Сенат на слушанье дела в качестве подозреваемого. Но Марк не дожил до суда. Та самая бабушка Ургулания прислала ему со слугой кинжал, чтобы внук смыл позор кровью. Но Сильван оказался малодушным и не смог покончить собой. Ему пришлось просить слугу, чтобы тот перерезал ему вены на запястьях.
Так закончился первый в истории детектив. Как мы видим, в нем было все по канонам жанра. Дотошный частный детектив, поиск улик, слухи, разоблачение и попытка спасти честь семьи.
- Комментарии