В 1910 году богатый шотландский бизнесмен Роберт Николл Мэтьюсон, живший в Калькутте (Индия) заказал у компании Brooke автомобиль в форме лебедя. Ничего не спрашивайте, просто ему так захотелось. Мало ли что в голове у богатых эксцентриков.
В первую очередь он, конечно, хотел к себе внимания. И привлечь его получилось. Компания по специальному заказу изготовила кузов с лебедиными перьями, узорами в форме золотых лилий и огромной лебединой шеей на капоте. Все это было вырезано вручную из дерева, и суммарно машина весила более 3 тонн. Имитация была настолько точной, что в заднем мосте автомобиля была специальная емкость с белой жидкостью — при ее открывании создавалось ощущение, что лебедь… гм… сходил в туалет.
Внутри это был полноценный лимузин — салон четко подразделялся перегородкой на зону водителя и зону пассажира, причем никаких окошечек между ними не было. Чтобы сообщить водителю, куда ехать, нужно было воспользоваться внутренним «телеграфом». По сигналам пассажира в водительском отделении звучали различные комбинации звонков, обозначающие «домой», «быстрее», «медленнее», «стоп», «поворот направо» и так далее.
А еще у пассажиров была клавиатура. Сложная система направляла отработанный газы от двигателя через систему трубок, подобную органу, и пассажир мог развлекать себя игрой на этом странном инструменте. Звуки, естественно, были слышны снаружи. Крыша была сделана двойной — это нечто вроде ранней системы кондиционирования. Слой воздуха между уровнями крыши не позволял салону раскаляться под жарким солнцем Индии.
Но по улицам Калькутты Мэтьюсон проехал один-единственный раз. Машина вызывала панику и среди пешеходов, и среди других водителей, и беспокоила даже слонов! В итоге британская полиция запретила движение «лебедемобиля» по дорогам общего пользования. Шотландец продал автомобиль пенджабскому магарадже Хире Сингху Набхе, а тот заказал в Англии еще одну подобную машину, только маленькую, известную как Baby Swan. В семье магараджи обе машины хранились до начала 1990-х, когда их перекупил голландский коллекционер Эверт Лоуман. Сегодня на них можно посмотреть в автомобильном музее Лоумана в Гааге.