Изображение

Федеральная трасса Р504 «Колыма» между Якутском и Магаданом не случайно отнесена к числу самых опасных автомобильных дорог России. Второе, неофициальное, но очень укоренившееся название Колымского тракта — «Дорога на костях».

История Колымского тракта

Протяженность трассы «Колыма» составляет 2 032 километра. Большая ее часть  пролегает по территории республики Саха (Якутия).

Впервые вопрос о строительстве дороги в этих труднодоступных местах встал в 20-х годах прошлого века, когда СССР приступил к развитию горнодобывающей промышленности в Восточной Сибири.

В 1931 году был создан «Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы», сокращенно – «Дальстрой». Главной задачей этого учреждения стало создание автодороги между Магаданом и городком Усть-Нера. Дорога имела ответвление до Якутска. Первые 30 километров новой трассы были сданы в эксплуатацию уже через год.

Дорога строилась силами заключенных «Севвостлага» и вольнонаемных специалистов – дорожников и инженеров.

Работы шли в невероятно сложных условиях. Приходилось валить лес, прорываться сквозь горные хребты и болота, кишащие гнусом. Часть трассы проходит через Оймяконское нагорье, которое известно, как «полюс холода». Зимой температура опускается здесь иногда ниже шестидесяти градусов. Зато летом случается жара под сорок.

Кроме того, нужно помнить, что большую часть работ приходилось делать вручную, имея в качестве инструмента лишь топоры, пилы, лопаты и кирки. Условия жизни рабочих при этом были совершенно невыносимыми – кое-как сколоченные бараки, очень плохое питание, антисанитария, холод зимой, жара и гнус летом.

По подсчетам историков, на строительстве Колымского тракта было занято около восьмисот тысяч рабочих, по большей части это были заключенные.

Смертность на этих работах была очень высокой. Старожилы утверждают, что на обочинах часто можно было увидеть обледеневшие трупы. Если было лето, то мертвых хоронили вдоль дороги. Часто зеки, как утверждают исследователи истории ГУЛАГа, делали это тайком, чтобы заполучить пайку умершего. Есть и вовсе жуткие рассказы о том, что трупы укладывали в качестве уплотнения под полотно дороги. По разным подсчетам здесь погибло от 250 тысяч до полумиллиона человек. Так что, «Дорогой на костях» Колымский тракт назван не случайно. Иногда эту трассу называют самым длинным кладбищем в мире.

Сегодняшнее состояние

Колымский тракт был полностью введен в эксплуатацию в 50-х годах прошлого века. С тех пор дорога не раз менялась, проходила через новые населенные пункты, появлялись новые переправы и развилки. Сегодняшняя трасса «Колыма» не повторяет в точности маршрут староколымской дороги. Однако, тот факт, что многие участки «на костях» остались в стороне, и что вдоль дороги теперь не расположены лагеря (раньше они стояли через каждые 25 километров), мало что меняет в мрачной славе этой трассы. Она по-прежнему остается самой опасной в стране.

И дело здесь не в том, что трасса «Колыма» является единственной неасфальтированной трассой федерального значения в России. Асфальта на ней действительно немного, он положен лишь там, где дорога пересекает нечастые населенные пункты, однако, грунтовка и щебень по словам автомобилистов, вполне терпимы.

Самой опасной эта дорога считается из-за природных условий. Она проходит через горный хребет и тайгу, местность тут невероятно красивая, но, при этом, очень безлюдная. Три-четыре автомобиля за день – это может считаться весьма оживленным движением. Иной раз водитель за сутки может не повстречать ни единой живой души. Населенные пункты располагаются тут более чем в ста километрах один от другого. В такой ситуации водителю, попавшему в беду, рассчитывать на помощь не приходится. Особенно страшно это зимой. Вдоль дороги можно увидеть сгоревшие автомобили – так пытались спастись от холода путешественники, которые из-за аварии не могли двигаться дальше.

Многие участки являются очень опасными из-за сложностей рельефа. Дорожные знаки предупреждают автомобилистов о таких опасных участках. Это и «Заячья петля», и Ольчанский перевал, и «Ласточкино гнездо» и «Чертовы ворота», и т.д. Еще лет десять назад над речкой Восточная Хандыга трасса проходила по узкому карнизу, на котором невозможно было разминуться двум встречным автомобилям.

В наши дни Колымский тракт становится довольно популярным направлением среди любителей экстремального туризма. Отчаянных автолюбителей привлекают и невероятные природные красоты этих мест, и, в неменьшей степени, мрачная слава трассы и ее опасности.

Что рассказывают о «Дороге на костях»

Было бы странно, если бы место с такой сложной и суровой историей не обросло бы легендами и байками. Именно так произошло и с Колымским трактом. Однако, как ни странно, ни местные жители, ни дальнобойщики, работающие на этой дороге, не рассказывают ничего, связанного с жертвами ГУЛАГа, похороненными вдоль обочин. Из историй такого рода гуляют лишь байки о развлечении, придуманном, якобы, местными – копаться в земле в поисках костей. Это здесь такое гадание. Наткнешься на череп – значит, ждет повышение по службе, бедренная кость сулит богатство, а ребро – семейное счастье.

Гораздо больше легенд и страшилок связаны с местной якутской мифологией. Так, через 140 километров после поселка Хандыга дорога идет через священный лес. Здесь деревья увешаны лоскутами ярких тканей, брелоками и разными амулетами. Все якуты, и даже многие люди иных национальностей непременно останавливаются здесь, чтобы принести священным деревьям что-то в жертву. Иначе не видать удачи в дороге! Многие водители, начиная путь в Магадане или в Якутске кладут на обочину незакуренную сигарету. На удачу.

Озера Лабынкыр, Красное и Ворота, вдоль которых идет трасса, считаются обиталищем каких-то таинственных чудовищ. Сторонники криптозоологии утверждают, что эти существа не порождение якутской мифологии, а действительно какие-то неизвестные науке твари.

И, наконец, одна из историй совсем недавнего времени. В 2018 году в местных СМИ и в социальных сетях стали появляться сообщения о какой-то женщине, которая идет по трассе «Колыма». Ее видели на разных участках дороги, в том числе, и в поселке Хандыга. Она не просит ее подвезти, отвергает все предложения о помощи. Просто идет одна по дороге, повергая водителей в настоящий шок – как она может выжить в таком опасном и безлюдном месте? Некоторые считают, что это и не живая женщина вовсе, а призрак.