Изображение

Какими бы цивилизованными мы ни были, природа все равно манит нас. Современный человек тоскует по чистому воздуху и прозрачной воде, предается мечтам о жизни без суеты, агрессии и грязи больших городов. Большинство откликается на зов дикой природы редкими выездами на пикник, но есть и те, кто реализует свои мечтания, что называется, «по полной программе», совершенно отрекшись от цивилизации.

Одним из таких оригиналов был и Виктор Марцинкевич-Антипин, в 1983 году избравший местом жизни глухую сибирскую тайгу. Да не один, а с юной сожительницей.

В поисках страны Фактории

Виктор родился в Смоленске, во вполне городской семье: отец с редким именем Гранит был сотрудником облисполкома, мама работала в вузовской библиотеке. Родители позаботились о хорошем образовании для сына, мечтали, что он сделает карьеру ученого. Однако, окончив геологический факультет, получив, кроме того, и высшее биологическое образование, Виктор понял, что хочет жить в дикой природе и больше нигде. Еще в юности ему пригрезилась страна Фактория, жители которой обитают на лоне природы, не знают болезней, алкоголизма и других пороков цивилизации, обретая, таким образом, полную гармонию с собой и с миром.

В итоге, окончив учебу, Виктор отправился в Сибирь, поскольку только там остались уголки дикой природы, не тронутые человеком. Паспорт он уничтожил, поскольку это была «позорная метка цивилизации».

В тайге он прожил несколько лет, перебираясь с места на место, зарабатывая на жизнь как придется, и приобретя неплохие навыки выживальщика.

Поздней осенью 1982 года он объявился в Коротково (Казачинско-Ленский район Иркутской области). Зима обещала быть суровой, и Виктор не был уверен, что сможет ее пережить в одиночку. Он устроился на работу в леспромхоз, а жить его пустила к себе одинокая многодетная женщина.

Дети, их было четверо, привязались к человеку, который очень быстро стал для их мамы больше, чем квартирантом. Виктор Марцинкевич, которому в ту пору исполнилось 32 года, вообще был мужчина хоть куда – красивый, добрый, совершенно непьющий и при этом работящий. Мечта любой жительницы Коротково, да и любого другого сибирского поселка.

Виктор к семье простой сибирячки тоже привязался. Да настолько, что даже взял фамилию гражданской жены, став Антипиным. Он говорил потом, что эта фамилия понравилась ему из-за присутствия буквосочетания «анти», означающего, как известно, противопоставление.

Аня, старшая падчерица Виктора, особенно любила слушать, как он рассказывает про Факторию, и усваивала главные правила жизни, сформулированные Виктором и для самого себя и для жителей своей идеальной страны: «Счастье жизни – в ее простоте; стремись к естеству и будешь здоров; болезнь – это сигнал к изменению образа жизни».

В общем, ходила Аня за своим отчимом хвостиком, да и доходилась: через год стало понятно, что шестнадцатилетняя девочка беременна.

Это, по всей видимости, и стало последним аргументом к тому, чтобы Виктор решился окончательно порвать с цивилизацией. Во-первых, он обрел верную подругу, а во-вторых, ему очень даже светил срок за совращение несовершеннолетней.

Виктор и Анна собрались и ушли в глубь тайги, искать свою Факторию.

Как Антипиным жилось в тайге

Аня, несмотря на юный возраст, была опытной таежницей. С родным отцом она подолгу жила в лесу, умела и силки ставить, и с ружьем охотиться, знала съедобные растения – идеальная спутница для лесного отшельника. Правда, нужно сказать, что ружья беглецы от цивилизации с собой не взяли, Виктор считал, что дары природы добывать следует лишь голыми руками.

Пара поселилась в охотничьей избушке. Вскоре у них родился сын. Однако, мальчик долго не прожил, умер от простуды. Виктор по этому поводу не сильно горевал, убеждая Анну, что в природе выживает сильнейший, и это нормально. Потом родилась дочь, которую тоже едва не постигла участь старшего братика. Зима в тот год наступила рано, припасов отшельники сделать не успели, и у Ани от голода пропало молоко. Спасена была девочка благодаря тому, что Виктор сумел добыть олениху. В честь этого случая дочь получила имя Оленья.

Так и жили – летом собирали ягоды и грибы, ставили силки и маялись от гнуса, зимой спасались от мороза и перебивались тем, что удалось запасти летом. Семья дважды перебиралась на новые места, родились еще дети – три мальчика и девочка. Один сыночек в трехлетнем возрасте умер от энцефалита.

Анна учила детей читать и писать по книжкам, которые были у них с собой, как могла старалась обеспечить им сытость и тепло. Виктор в конце концов решил перебраться поближе к людям. На реке Бирюсе он устроился работать в леспромхоз, приносил в дом одежду, кое-какие продукты, выменянные на шкурки животных и другие дары леса. Семья завела небольшой огородик. Кроме прочего, Виктор приносил газеты, читал Ане о распаде СССР, о гражданских войнах в бывших республиках и разгуле бандитизма в больших городах, стращая ее ужасами, которые творят «эти существа» — так он называл людей. Однако, Анна видела, как стареет Виктор и понимала, что недалек тот день, когда он просто не в силах будет добывать пищу. Она пыталась уговорить его вернуться к людям, но он и слушать ее не хотел. Поэтому однажды, когда Виктора не было, Анна вместе с детьми ушла из дома.

Возвращение в мир

В ноябре 2002 года Анна Антипина с детьми Оленьей, Витей, Мишей и Алесей (младшей девочке было всего три года) появилась в селе Сереброво Тайшетского района Иркутской области.

Приняли беглецов из тайги хорошо: администрация района выделила им пустующий дом, люди принесли все необходимое на первое время. Цивилизовались «лесные робинзоны» довольно быстро. Дети начали ходить в школу, Анна оформила пособие, которое полагалось ей, как матери-одиночке. Завели огород, как и прежде пользовались дарами тайги, собирая ягоды и грибы. В общем, благодаря помощи добрых людей и собственному трудолюбию, не пропали. Сама Анна рассказывала журналистам, что у нее было ощущение, будто она оказалась в раю: можно жить в тепле и не бояться, что дети умрут от голода!

Дети привыкли к благам цивилизации довольно быстро, хотя поначалу такие вещи, как холодильник и телевизор, приводили их в шок. Только старшая дочь Оленья (поменявшая имя на Алену) скучала по лесному житью и даже навещала отца, пытаясь убедить его вернуться. Упрямец свою Факторию покидать не желал, и однажды Оленья нашла его мертвым – Виктор простудился и умер от голода, поскольку не имел сил найти себе пищу.

В настоящее время Анна замужем уже второй раз, ее сыновья отслужили в армии и создали собственные семьи, вышла замуж и Оленья-Алена. Дети у Виктора и Анны выросли очень неплохими людьми – все трудолюбивы и порядочны, парни не курят и не берут в рот спиртного. И все хорошо знают и любят тайгу.

Все-таки, уроки Фактории не прошли для них даром.