«…Здесь луг большой и колхозники всегда тут сено косили. Палатку ставили, в ней и спали. Однажды заметили, что у них кто-то хлеб ворует. Решили караулить по очереди.»
«На следующее утро все ушли на покосы, оставив в лагере молодого Ваньку. Посмотрел он на речку: из омута русалка выходит и идет к палатке. Подошла и в проход руки потянула. Руки все длинней, длинней… взяла хлеб и ушла. А Ванька сидит, ни жив, ни мертв. Когда все собрались, он стал про все рассказывать. Ему не поверили: Какая такая русалка!»
«И вот сел другой караулить. А остальные тоже решили посмотреть. И увидели… Русалка вышла, заметила, что за ней наблюдают, и погналась за ними. Они — в деревню. Заскочили в клуб (там раньше была церковь) — она за ними. И вот все увидели, как она встала, шагу сделать не может, и вдруг у нее голова исчезла. Оказалась как без головы. И совсем пропала с глаз…»
Опасается русалка не только церковной атрибутики, но и обыкновенного мата. Если ее как следует обложить трехэтажным, она, возможно, побоится с вами связываться. Но это совершенно не значит, что перед русалками стоит бахвалиться своим превосходством или, того хуже, пытаться преследовать их. Бывали случаи, когда люди, доведенные проделками русалок до изнеможения, открывали на них настоящую охоту, даже стреляли в них из ружей. Ответные меры всегда были адекватными: прежде чем упасть, раненая русалка говорила:
««Теперь тебе год от году будет хуже!» или «Вперед меня пропадешь!» И пророчество ее всегда сбывалось. Либо охотник сам в скором времени отправлялся в мир иной, либо ему в этом помогали товарки убитой русалки, певшие каждую ночь у его дома одну и ту же песню:»
«Плету, плету саван покойнику, плету покров мертвецу».
Главным оберегом от проделок русалок является обыкновенная полынь. Веточки ее носят на груди, а при неожиданной встрече с русалкой вынимают, рисуют ими в воздухе большой крест, а затем обязательно бросают ей прямо в глаза. Русалка после такого обращения сразу же убегает. Бывало, правда, что полынь забывали дома. Тут уж при встрече с русалкой все зависело от того, отшибло или нет у испуганного память. Если помнил он еще магический ответ на обязательный вопрос русалки, то оставался живым. Ну, а если нет…
«Вопрос русалка при встрече с человеком всегда задает один и тот же: Полынь или петрушка? Если путник отвечает: Полынь, русалка разочарованно кричит: Сам ты сгинь! и исчезает. Если же ответом будет слово петрушка, то русалка радостно восклицает: Ах, ты моя душка! и бросается щекотать беднягу до тех пор, пока тот не умрет в жестоких муках.»
Самые смелые раньше брали в лес кочергу и, при встрече с русалками, садились на нее и принимались скакать, как на лошади. Русалки, думая, что к ним едет ведьма, тут же разбегались в разные стороны.
В то же время сковородка – излюбленное «оружие» самой русалки. М. Ефимова из города Нижняя Салда Свердловской области вспоминает: «Раньше у нас в пруду водяная ведьма жила с длинной косой и с чугунной сковородкой. Звали ее Опалиха. Как бобы поспевать начнут, так от ребятишек отбою нет. Лазят в огороды, воруют. А Опалиха днём вылезет из пруда и в огород – сторожить, чтобы никто бобы не рвал. Она их сама очень любила есть.
Ох, ребятишки и боялись! Как полезут в огород, заслышат шум, бегут – не оглядываются. Так вот она нам огороды стерегла. А ночью в пруду тоже нельзя было купаться. Опалиха с раскалённой сковородкой плавала».
Самое удивительное, что русалку можно поймать и даже приручить на некоторое время. Для этого следует выбрать наиболее посещаемое русалками место, нарисовать там на земле большой магический круг, внутри начертить крест и встать в центр, а при появлении русалки тут же загадать ей загадку посложнее. Русалка, обычно, принимает условия игры и, задумавшись, пытается найти ответ на загадку. Вот тут-то ей и нужно умудриться надеть на шею нательный крест. Если это удается — дело сделано: русалка становится ручной и послушной, ее можно спокойно вести домой, где она затем беспрекословно выполнит любую работу. Однако через год чары с русалки спадут, и она вновь станет свободной…