В многочисленных мифах и легендах индейского народа чероки есть серия рассказов о расе маленьких человечков. Обитал этот народец на территории современных штатов Северная Каролина, Теннесси и Джорджия.
Чероки называли их словом «наннихи» (Nunne’hi), что имеет две версии перевода «Люди, которые живут везде» и «Люди, которые живут вечно» («Бессмертные люди»). Или же словами «Yunwi Tsunsdi», что означало просто «Маленькие люди».
Внешне они выглядели как индейцы, только были очень маленького роста, не выше человеческого колена. При этом они обладали сверхъестественными силами и могли мгновенно исчезать по желанию, телепортироваться с места на места и жили очень долго, если не бесконечно.
Они не были злыми существами, а наоборот очень любили песни и пляски, а еще рассматривались как защитники лесов. В целом это был индейский аналог эльфов.
Из музыки наннихи очень любили барабаны и охотники чероки нередко слышали барабанный бой, раздающийся из таких дебрей, где никто из людей не жил. А когда из любопытства чероки пробовали пойти на звук и увидеть танцующих наннихи, то это не приводило ни к какому результату, звук всегда отдалялся на такое же расстояние, на какое приближались охотники.
Большую часть времени наннихи оставались невидимыми для индейцев, а для жилья они выбирали самые затаенные уголки вроде темных пещер или неприступных скал. Однако когда у индейцев случались беды, например война с соседним племенем, наннихи могли придти к ним на помощь. Они якобы всегда защищали то племя, на чьей территории обитали и помогали индейцам бить захватчиков.
Обитали наннихи в основном в подземных норах и эти норы были очень длинными и извилистыми. По легендам большая сеть туннелей наннихи пролегает под горой Блад в Джорджии, а другая сеть располагается возле озера Тралита в той же Джорджии. Другие подземелья наннихи лежат в районе Пайлот Ноб и холма Никваси в Северной Каролине.
Иногда в эти подземные дома наннихи попадали и индейцы, когда наннихи спасали их раненных или потерянных в горах или лесах. В подземельях наннихи лечили индейцам раны, кормили их, ухаживали, а потом отпускали домой, когда они выздоравливали.
Некоторые чероки, попавшие к наннихи, были так очарованы их образом жизни, что оставались с ними навсегда. отказываясь возвращаться к своим.
Иногда наннихи могли превращаться в людей обычного роста и в таком виде любили приходить в индейские поселения, чтобы потанцевать на празднике. Лишь когда они внезапно бесследно исчезали, люди понимали, что среди них были наннихи.
Есть легенда про юношу чероки по имени Яхула, который однажды зимой отстал на охоте от своих соратников. Его друзья искали его потом, но нигде не могли найти и тогда его посчитали погибшим. Но на самом деле Яхулу подобрали наннихи и привели в свой подземный дом. Там он жил с ними очень долгое время, ел их пищу и время для него словно замерло.
Но однажды он решил вернуться к чероки, чтобы навестить своих родных. Те приняли его с большим удивлением, но потом поверили его рассказу и пригласили отметить его возвращение. Однако Яхула сказал, что он так долго ел еду наннихи, что теперь уже не может есть человеческую еду.
Также он сказал чероки, что вернулся лишь на короткое время и вскоре он уйдет обратно к наннихи, чтобы жить с ними и никогда не умирать. Родные и друзья умоляли его остаться, но он сделал свой выбор. Потом он еще неоднократно приходил повидаться со своим народом и оставался все таким же молодым даже спустя десятки лет.
Фигурка наннихи из дерева
Еще одна легенда рассказывает о том, как в 1838 году чероки из Северной Каролины чудом избежали депортации в резервацию Оклахомы. Правительство объявило, что чероки должны переехать в резервацию, но за неделю до этого приказа в деревню чероки прибыли наннихи и попросили всех чероки упаковать свои вещи и следовать за ними. Они рассказали чероки. что им грозит большая беда и что наннихи спасут их.
Не все чероки согласились пойти с наннихи, некоторые не поверили им и остались на своих местах. Другую группу наннихи привели к большой горе и открыли секретный проход за большим камнем. Внутри горы чероки оказались в очень красивых комнатах и остались там пережидать.
Когда пришел приказ о выселении чероки, оставшихся индейцев погнали в Оклахому, однако скрывшиеся в горах чероки остались невредимы. Они вышли оттуда через несколько лет и снова поселились на прежнем участке. Небольшая группа чероки до сих пор живет на родной земле в Северной Каролине и благодарит наннихи за свое спасение.
Можно подумать, что все это лишь мифы, основанные лишь на старых предрассудках и выдумках. Однако не все так просто. Исследователь Мэри Джойс в своей книге «Маленький народ чероки был реальным» (Cherokee Little People Were Real) утверждает, что есть факты, доказывающие существование наннихи.
Согласно книге Джойс, в 1930 году Уолтер Мидлтон, один из строителей университетского кампуса Северной Каролины, и его подручные нашли при строительстве загадочные подземные туннели, а внутри них наткнулись на маленький череп.
Череп с виду напоминал человеческий и можно было подумать, что это череп ребенка. Однако когда этот череп увидел один из университетских профессоров, он тут же сказал, что это череп взрослого человека, так как у него уже прорезались зубы мудрости. Зубы мудрости прорезаются у людей в возрасте 18-21 года.
Увы, что потом случилось с этим черепом и раскопанными туннелями, в книге Джоус не упоминается.