Изображение
ФОТО: Олега Булдакова/ТАСС

С древнейших времён в разных цивилизациях практиковались обряды армейской инициации, дававшие мужчинам право называться «настоящими воинами».
В советском спецназе, конечно, тоже существовала своя «элита» – наиболее смелые, тренированные, закалённые и выносливые бойцы. Однако до середины 1980-х годов не существовало каких-то квалификационных «экзаменов», превышающих по сложности стандартные нормативы. Офицеру Сергею Лысюку, который в ту пору был командиром взвода в антитеррористическом отряде специального назначения «Витязь», это показалось неправильным.

Как рассказывал Лысюк в интервью журналу «Братишка» в 2008 году, идею особых испытаний для спецназовцев он почерпнул из книги, в которой говорилось о подготовке «зелёных беретов» в армии США. Речь идёт о романе венгра Миклоша Сабо «Команда «Альфа», который вышел в СССР в 1965 году. Сабо, как водится, «разоблачал» натовскую военщину. Однако Лысюк понял, что у американцев есть чему поучиться.

«С идеей организовать подобную проверку профессиональных навыков наших бойцов я обратился к инструкторам нашей роты, – вспоминал Лысюк. – И соратники меня поддержали».

«Призом» за прохождение испытаний решили сделать краповый берет. Собственно, данный головной убор использовался во внутренних войсках с 1978 года – его тёмно-красный оттенок совпадал с цветом погон ВВ. Берет имел ограниченное хождение как форма для праздников и показательных выступлений. Согласно «Толковому словарю Даля», «крап» – это растение, из корней которого получали красную краску. В XX веке слово употреблялось редко, разве что у некоторых писателей можно прочесть про гусарские штаны-чакчиры «крапового цвета».

Словосочетание «краповые береты» вдохнуло новую жизнь в старое понятие. Но теперь «краповый» ассоциируется прежде всего с цветом крови, которую должен пролить спецназовец.

Программу испытаний Лысюк разработал вместе с начальником по боевой подготовке Виктором Путиловым. Поначалу «экзамены» на краповый берет не имели официального статуса, и в отчётности они проходили под видом «комплексных занятий по спецподготовке». Первые в «Витязе» пробные испытания на право ношения крапового берета состоялись в 1987 году, а с 1988 года они стали регулярными. Вопреки официальным правилам, бойцы, прошедшие испытание, стали носить краповые береты постоянно.

Постепенно традиция прижилась, и в 1993 году командующий внутренних войск генерал-лейтенант Анатолий Куликов утвердил официальное положение о квалификационных испытаниях на право ношения крапового берета. Вслед за «Витязем» этот «экзамен» стали сдавать и бойцы других подразделений спецназа внутренних войск.

Для командования почин бойцов оказался как нельзя кстати – «лихие девяностые» обернулись разгулом криминала и терроризма, и стране срочно требовались парни, способные дать отпор внутреннему врагу.

В настоящее время традицию «краповых беретов» продолжают спецназовцы Росгвардии и ФСИН России.

Как получить краповый берет?

Нельзя сказать, что российские испытания – копия западных. Русские спецназовцы преодолевают более суровые трудности – с этим согласны и американские «зелёные береты». Главная особенность «экзаменов» на краповый берет – сочетание маршевой нагрузки с рукопашным боем. Достойно показать себя в обоих направлениях под силу только настоящим «универсальным солдатам».

За основу сегодняшних испытаний берётся программа Лысюка и Путилова, но в разных центрах подготовки сдача на краповый берет проходит немного по-разному. Организаторы учитывают специфику конкретных подразделений спецназа.
К испытаниям допускаются лучшие из лучших, отслужившие не меньше года. Предварительно они должны доказать своё соответствие определённым физическим нормативам.

Собственно в день испытаний претендентов погружают в условия, максимально приближенные к боевым, когда у них нет даже времени перевести дух. Первое испытание – марш-бросок длиной 12 км. Спецназовцам приходится не только бежать, но и передвигаться гуськом, ползком и с перекатами. Затем под грохот взрывов они проходят полосу препятствий. Оставив за спиной в буквальном смысле огонь и воду (и сохранив при этом оружие в работоспособном состоянии) претенденты показывают меткость стрельбы.

Те, кто не отсеялся, должны штурмом взять высотное здание, продемонстрировать акробатические трюки и комплексы ударов.

Под конец претендентам нужно принять жёсткий рукопашный бой против одного из своих товарищей и двух «свежих» инструкторов из числа «краповиков», заслуживших берет в прошлые годы. К слову, инструктор должен быть в форме, потому что если он проиграет бой, то сам лишится берета. Требуется выстоять 12 минут. Этот этап испытаний наиболее опасен – несмотря на меры предосторожности, случалось, что бойцы падали замертво или оставались инвалидами.

Немудрено, что получив заветный головной убор столь тяжёлым образом, спецназовцы относятся к нему, как к святыне. Среди них бытует поверье о том, что прикосновение к берету наделяет бойца силой его собратьев, павших в боях. Поэтому до крапового берета строжайше запрещается дотрагиваться «некраповикам». Полученный берет берегут как зеницу ока и ни в коем случае не меняют его на новый – больше всего ценятся именно старые, поношенные и выцветшие береты.