Изображение

В одном из интервью актер Александр Лыков, исполнивший роль Казанцева в культовом сериале «Улицы разбитых фонарей», рассказывал о своей нелегкой службе в советском стройбате. Помимо и без того тяжелых условий Крайнего Севера, «Казанова» вспоминал, что основную часть его сослуживцев составляли люди с судимостью, а также призывники из Средней Азии и с Кавказа, сбивавшиеся в землячества. Свой рассказ он заканчивает словами «Мое пребывание в армии было равносильно жизни на зоне». Почему же стройбаты, которые в народе называли «Королевскими войсками», славились вспышками дедовщины и межнациональной розни?

История возникновения

Какой бы боеспособной ни была армия того или иного государства, она всегда нуждается в соответствующей инфраструктуре. В военное время требуется строительство дорог, коммуникаций, оборонительных сооружений, а в мирное — складов и военных частей для расквартирования войск. Поэтому вспомогательные рода войск существовали на протяжении практически всей истории.

В 1841 году в состав Сухопутных войск Российской империи входили подразделения специального назначения, которые занимались строительством и обустройством театров военных действий. Просуществовали они вплоть до 1917 года.

Когда большевики начали наводить порядок на подконтрольной им территории, появилось так называемое тыловое ополчение. Сюда призывались люди, в силу своего ненадежного происхождения не подходившие для службы в рядах Красной Армии. Тыловые отряды формировались из бывших священнослужителей, дворян, кулаков и прочих «нетрудовых элементов». В 1937 тыловое ополчение было преобразовано в Управление строительных частей РККА.

Особую важность строительные батальоны приобрели в 1942 году. Когда Красная армия перешла в наступление, на освобожденных территориях требовалось в максимально короткие сроки восстанавливать уничтоженные противником коммуникации. Возведение мостов и укреплений было критически важно и после того, как советские солдаты перешли границы нацисткой Германии. В мирное время строительные отряды продолжали использовать при возведении не только военных, но и промышленных и гражданских объектов, в том числе и в условиях Крайнего Севера.

Особенности службы

Казалось бы, служба в строительном батальоне в мирное время не несет в себе большой опасности. К тому же, призывники с соответствующей специальностью могли заработать за отведенный срок неплохие деньги, трудясь на экскаваторе или строительном кране. Однако, за строительными батальонами вскоре закрепилась самая недобрая слава.

Одна из причин заключалась в тяжелых условиях, в которых были вынуждены жить призывники. Если «обычные» солдаты, как правило, попадали в относительно комфортные условия, жизнь «стройбатовца» действительно проходила на вечной стройке. Все удобства приходилось возводить в процессе службы, а в сложных климатических условиях солдаты часто страдали от холода и сильного ветра.

Однако гораздо более серьезные проблемы создавал социальный состав типичного стройбата. Помимо выпускников строительных училищ, туда отправляли всех тех, кто по каким-то причинам имел ограничения при прохождении воинской службы. И речь шла не только о военнообязанных, которые имели проблемы со здоровьем. Часто в стройбат попадали люди с судимостью. Поэтому в некоторых отрядах вскоре устанавливались действительно тюремные порядки, на что и сетовал Александр Лыков в своем интервью.

Национальный состав в стройбатах также имел свою специфику. В значительных случаях такие подразделения на 90% состояли из выходцев с Кавказа и Средней Азии. Узбеки, казахи и дагестанцы сбивались в землячества, и русским, находившимся в меньшинстве, часто приходилось терпеть побои и унижения на протяжении всего срока службы. Почему так происходило? По одной из версий, причина заключалась в банальном языковом барьере. Бойцу, который плохо знал русский язык, было значительно проще вручить лопату и приказать копать «отсюда и до обеда», чем обучать всем тонкостям стрельбы и обращения с оружием. Таким образом, с языковым и культурным барьером уже приходилось сталкиваться сослуживцам, что неизменно приводило к конфликтам на межнациональной почве.

Любопытно, что идея стройбатов часто критиковалась даже на самом высоком уровне. Так, известно высказывания маршала Жукова о том, что подобные подразделения напрямую нарушают принципы советской Конституции. Ведь согласно главному документу страны, военнослужащие не могли работать на стройках, инициированных другими министерствами.

В заключение интересно рассмотреть несколько версий происхождения названия «Королевские войска», как часто иронически именовали стройбаты. По одной из них, все дело в численности личного состава. В лучшие годы стройбатов в них трудилось около 400 тысяч человек. Согласно другой версии, такое название возникло потому, что многие строительные батальоны работали на строительстве космических объектов. А это неизменно вызывало ассоциации с главным советским конструктором — Сергеем Королевым.