В Эрмитаже представили отреставрированные портреты Петра I и Екатерины I. Благодаря реставрации произведения знаменитого французского портретиста Жана-Марка Наттье вновь обрели ощущение живописной глубины и изысканности цвета.
В Эрмитаже представили отреставрированные портреты Петра I и Екатерины I. Благодаря реставрации произведения знаменитого французского портретиста Жана-Марка Наттье вновь обрели ощущение живописной глубины и изысканности цвета.
Картины предстали перед посетителями именно в том виде, которым любовались Петр и Екатерина.
История этого очень знаменитого портрета Петра хорошо известна и документирована. Он был написан до портрета Петра в 1717 году в Голландии.
Петр I весной этого года посетил Францию. Поездка имела большое политическое значение. Предыдущие попытки завязать дружеские отношения с Францией еще при жизни Людовика XIV не увенчались успехом. Стареющий король относился к молодому подымающемуся русскому государству с подозрением и опаской и не пожелал встречаться с его царем. После смерти Людовика XIV Петр возобновил попытки к сближению, в которых преуспел. Он прибыл в Париж с полуофициальным визитом для ведения переговоров самого различного характера. Екатерина осталась в Голландии, в Гааге. Злые языки современников утверждали, что Петр настоял на этом из-за слишком вольной манеры себя держать, которая была свойственна царице. Если этот стиль с натяжкой и годился для демократической Голландии, то уж для французского двора с его внешне строгим этикетом был никак неприемлем.
Но, возможно, дело было совсем не в этом. Петр, сам не отличаясь изысканностью воспитания в европейском смысле этого слова, вряд ли требовал его от других, в частности от Екатерины. Царица во время пребывания в Голландии выполняла целый ряд его вполне деловых поручений.
Итак, Екатерина находилась в Гааге и туда для выполнения, заказанного ему Петром портрета царицы, приехал Ж.-М. Наттье. Спустя некоторое время Наттье был вызван Петром из Гааги в Париж для выполнения на этот раз его портрета. Там, создавшееся при первом знакомстве очень хорошее отношение царя к художнику испортилось, так как Наттье нарушил имевшуюся договоренность с Петром и отказался ехать с ним в Петербург, устрашившись самых фантастических басен, рассказываемых о России.