Вот что на самом деле значит загадочное «по приборам»!
Даже тот, кто филонил на школьных уроках геометрии, знает, что кратчайшим способ попасть из точки А в точку Б — двигаться по прямой, никуда не сворачивая. Тем не менее, если посмотреть на маршруты самолетов, особенно летящих на дальние расстояния, то они выглядят скорее как парабола, а в некоторых случаях и как зигзаги.
Так что вопрос, почему пилот самолета не может лететь по прямой, наверняка приходил в голову многим. Разумеется, первая мысль — из-за погодных условий. Однако причин гораздо больше, и зависят они от конкретных маршрутов.
На Rеddit появилась карта, авторы которой попытались дать визуальное объяснение тому, почему самолеты не летают прямо.
На межатлантических рейсах в небе очень напряженный трафик, поэтому, чтобы не допустить случайного сближения самолетов, диспетчерами были разработаны воздушные трассы — маршруты, которых должны придерживаться самолеты. Например, рейс Лондон — Майами летит 7384 км вместо 7117 км.
Иногда в дело вмешивается политика, и государства закрывают свое воздушное пространство для других. Самолеты Тайваньских авиалиний не могут летать над территорией Китая, Саудовская Аравия и ОАЭ объявили блокаду Катару. Так что самолет из Дохи в Найроби летит 4458 км вместо 3355 км.
Еще самолеты не летают над Тибетом по ряду причин. Например, если в кабине самолета упадет давление, то по инструкции ему надо опуститься на высоту 3 км, а над Тибетом это сделать невозможно, так как там высота около 4,5 км над уровнем мирового океана. А еще в случае аварии самолету негде будет сесть, а спасателям сложно добираться. Поэтому самолеты из Дели в Сеул летят 5895 км вместо 4657 км.
Также некоторые рейсы успешно используют силы природы. Например, на 60 градусах северной широты проходят струйные течения — это узкая зона сильного ветра в верхней тропосфере, обычно на высоте 5—7 км. Самолеты, которые летят на восток, могут сэкономить время и топливо, если попадают в эти потоки, даже если делают крюк. Например, самолет из Гонконга в Нью-Йорк летит 9333 км вместо 8068 км.
И еще одно правило авиации — избегать полярных областей, чтобы не замерзло топливо. Поэтому самолет из Окленда летит в Буэнос-Айрес, стараясь держаться подальше от Антарктиды. Получается 11 090 вместо 10 322 км.