Не только кухня, дети и церковь: вся правда о жизни горожанок Средневековья
Кино и литература сформировали для нас определенный образ средневекового города — темного, грязного, заполненного подозрительными личностями и крысами. Под стать ему и простые горожанки — неопрятные, забитые и грубые. Но на самом деле все было не так и в Средние века в городах женщинам жилось не так уж и плохо, а иногда и лучше, чем в более позднюю эпоху Просвещения.
Работа и бизнес
Сформировавшийся стереотип заставляет нас думать, что средневековая жительница европейского города была озабочена только домашним хозяйством и детьми, а из дома выходила только на рынок и в церковь. Это не так — горожанки занимались ремеслами и торговлей, порой достигая в своем деле значительных успехов.
Часто женщины помогали в бизнесе своим супругам. Например, если муж был ткачом, жена могла готовить ему пряжу, непосредственно участвуя в производственном процессе. Если в семье были дочери, то они тоже участвовали в работе до тех пор, пока их не выдавали замуж и они не покидали семью.
Были и бойкие дамы, которые сами организовывали бизнес, независимо от мужа. Существовал особый список ремесел, которыми могли заниматься женщины. В 14 столетии в него входили специальности, связанные с изготовлением ткани (шерсти, льна, шёлка), выпечка хлеба, пивоварение, торговля и, конечно же, проституция.
Иногда встречались и горожанки с редкими профессиями. Например, точно известно, что в средневековых городах Германии, Англии и Франции можно было встретить женщин каменщиков и даже кузнецов. Да, это трудно представить, но представительницы слабого пола подковывали лошадей, производили инструменты и, если нужно, могли изготовить меч.
Занимались иногда женщины и врачеванием — делом, которое в Средние века считали мужским. Во Франкфурте в 15 веке работали 15 лекарей женского пола. В документах той эпохи можно найти упоминание о дамах ювелирах, менялах, скорняках, переплетчиках, мельниках, циркачах, владелицах постоялых дворов и харчевен.
В Париже 13 столетия насчитывалось 120 цехов, из которых 6 были полностью женскими. 80 цехов были смешанными и в них совместно трудились работники мужского и женского пола. Членом цеха горожанка могла стать так же как и мужчина — пройдя обучение.
В Парижском статуте 1407 года отцам предписывалось обеспечить дочерей средствами, чтобы те могли выйти замуж или обучаться ремеслам. В высшем обществе выбор был немного другим — там девица, которая не вступила в брак, могла рассчитывать только на монастырь. Обучение профессии было непростым и продолжалось несколько лет. Впрочем, в цех горожанка могла попасть и менее тернистым путем — просто помогая цеховику-мужу.
Можно подумать, что средневековые города были мечтой феминистки, где женщина могла себя реализовать наравне с мужчиной. Но не спешите с выводами — о равноправии в труде в те времена дамы не могли и мечтать. Во-первых, представительницам прекрасного пола платили за ту же работу меньше, чем коллегам мужчинам. Во-вторых, приходилось постоянно конкурировать с мужчинами и терпеть их нападки и насмешки.
А в-третьих — женщину никто не освобождал от домашней работы и заботы о детях. Если семья крепко стояла на ногах, то можно было нанять прислугу и спокойно трудиться, а вот если горожанка шла работать, чтобы свести концы с концами, ей приходилось разрываться между цехом или лавкой и домашними заботами.
Семейная жизнь
В Средние века, когда брак заключался в церкви, развод, да еще и разделение имущества могли позволить себе только дамы из высшего света. Но даже у аристократок шанс уйти от супруга был невелик — нужно было просить разрешение у архиепископа, который принимал окончательное решение на свое усмотрение.
Но если жить с опостылевшим мужем было совсем невмоготу, то практиковался так называемый гражданский развод. Он назывался «разделением» и пара просто расходилась и жила отдельно. Имущественные споры в таких случаях решались в городском суде.
Причиной для развода мог стать отказ от интимной близости, пьянство, бесплодие, обнаружение факта родства между супругами, проматывание семейного имущества. Реже основанием становились побои, которые могли и не признать достаточным поводом для расторжения союза, заключенного на небесах. Известен случай, когда супруг едва не зарезал благоверную и сломал ей пару ребер, но суд не разрешил им «разделиться», так как дебошир заявил, что хотел всего лишь проучить жену.
Бесправие горожанок
Ущемление прав средневековых женщин было не мифом, хотя его принято сильно преувеличивать. Вопреки бытующему мнению, дамы могли давать показания в суде, вот только ценности этой информации была ниже, чем полученной от очевидца мужчины. Живший во Франции в 13 веке юрист Бомануар утверждал, что на основании показаний, данных женщиной, мужчину осудить нельзя. Так считали многие правоведы, но на деле это не работало и свидетельствовать женщины могли.
В случае если речь шла о тяжких преступлениях, например, убийствах, горожанки могли выступать свидетелями. Кроме того их показания учитывались, если преступление затрагивало их родственников. Правда, вес женских слов в суде был на так значителен, как мужских и часто требовались дополнительные подтверждения показаний мужчиной или наличие вещественных доказательств.
Девушки могли свидетельствовать в делах о насилии, о первородстве (когда повитуха доказывала, какой из близнецов родился первым), в заседаниях судов, касающихся канонизации. Иногда горожанки даже бывали присяжными. Женщина могла обратиться в суд, если ее оскорбили, избили или подвергли сексуальному насилию.
Правда, представления о правосудии в Средние века были специфическими и у насильника был шанс как на строгое наказание, так и на полное оправдание. Если жертва насилия забеременела, то злоумышленника полностью оправдывали — считалось, что зачатие возможно лишь в том случае, если женщина получила от соития удовольствие. Соответственно, при наступлении беременности состава преступления в действиях нападавшего не было.
Привлечь к ответственности рукоприкладствующего супруга было непросто. Суд мог принять к рассмотрению только случаи, когда жена была избита до крови. Но и тут муж редко признавался виновным, так как его слово всегда было ценнее, чем показания жертвы домашнего насилия.
Женщинам не возбранялось проводить досуг вне дома. Как и в наши дни дамы средневекового города могли устроить шопинг в лавках или принять участие в одном из немногочисленных развлечений того времени, например, наблюдать за казнью или посетить цирковой балаган.
Женщины и наука
Крестьяне и городская беднота были почти поголовно не умели ни читать, ни писать. А вот у представителей городского среднего класса все было не так плохо. Мы уже писали о женщинах-врачах, а были еще и адвокатессы и даже преподаватели университетов.
В 14 веке в университете Болоньи преподавала анатомию Алессандра Джиллани, а ее коллега Доротея Букка читала лекции как медицинской тематики, так и по философии. При этом стоит отметить парадокс — женщинам не возбранялось преподавать, но было запрещено учиться в университетах. Этим можно объяснить тот факт, что дамы-преподаватели были исключительной редкостью.
Но раз образованные дамы были, значит существовала и возможность учиться. Женщины тайно посещали лекции, брали уроки у профессоров на дому, занимались самообразованием. Так что запрет на занятия интеллектуальным трудом удавалось обходить. Известны даже серьезные научные труды, принадлежащие перу представительниц прекрасного пола. Например, в 11-12 веках некая Тротула из Солерно написала трактат «О болезнях женщин до и после деторождения и в период вынашивания».
Женщинам было гораздо проще получить хорошее образование во времена, когда обучение происходило при монастырях. Когда образовательными центрами стали университеты, возможностей заниматься науками стало меньше.
Жизнь средневековой горожанки была недолгой, не слишком обеспеченной и далеко не всегда счастливой. Но в те времена то же можно сказать и о судьбе мужчин. Сильный пол имел больше прав и возможностей, но утверждения о полном бесправии, безграмотности и забитости женщин тоже не соответствуют действительности.
- Комментарии