Изображение

На самом деле Сергей Ахромеев, который добровольно ушел из жизни после провала ГКЧП, оставил несколько предсмертных записок. Все они аккуратно лежали на столе маршала. Каждая из этих записок представляет особый интерес.

Письмо Горбачеву

Маршал Сергей Федорович Ахромеев, занимавший в 1980-х годах пост заместителя министра обороны СССР, не был членом ГКЧП, но являлся сторонником комитета. В августе 1991 года, когда случился путч, Ахромеев отдыхал в одном из сочинских санаториев. В Москву военачальника никто не вызывал, он сам решил лететь в столицу, едва узнав о случившемся. Об этом Ахромеев написал в письме, адресованном Михаилу Горбачеву.

Упомянутое письмо некоторые историки называют одним из предсмертных посланий Сергея Ахромеева. Дело в том, что Сергей Федорович составил его всего за 2 суток до своей смерти. Кроме прочего, маршал в этом письме признался Горбачеву в том, что изначально был уверен в крахе ГКЧП. Но он все равно предложил свои услуги руководителю комитета Геннадию Янаеву для того, чтобы получить возможность во всеуслышание сказать о гибели страны.

Две попытки

Впрочем, про то, что Сергей Ахромеев собирается наложить на себя руки, в письме Михаилу Горбачеву не было ни слова. Поэтому чаще всего специалисты приводят тексты других записок Ахромеева, которые, судя по всему, были составлены уже после того, как маршал решил добровольно уйти из жизни. Вечером 24 августа 1991 года Сергея Федоровича нашли мертвым в кремлевском кабинете. На столе аккуратной стопочкой были сложены 6 писем, адресованных разным людям и датированные 23 и 24 августа.

Опись следователи оформляли в том порядке, в котором Сергей Ахромеев сам сложил письма. В самом низу лежала короткая записка, в тексте которой, как утверждает Николай Зенькович, автор книги «Маршалы и генсеки», Ахромеев сообщал о первой, неудачной, попытке суицида, состоявшейся еще в 9 часов 40 минут утра 24 августа 1991 года. Военачальник заявлял, что будет пробовать еще раз, когда соберется с силами.

Письма друзьям и родным

Первой в стопке записок лежала та, в которой Сергей Ахромеев просил передать найденные письма членам его семьи и маршалу Сергею Соколову. В записке последнему, датированной 23 августа 1991 года, Ахромеев излагал просьбу помочь его родным с похоронами и поддержать их. Примечательно, что письмо домашним Ахромеев тоже составил 23 августа. В этом письме он сообщил своей семье о том, что принял решение покинуть этот мир.

Еще одна записка от 24 августа оказалась без адресата, но зато в ней Сергей Ахромеев объяснил мотивы своего поступка. Дипломат Валентин Фалин в своих мемуарах «Без скидок на обстоятельства» упоминал о том, что Ахромеев заявил, что не может жить, когда гибнет его Отечество и уничтожается все, в чем он видел смысл своей жизни. В другой записке, к которой была прикреплена денежная купюра достоинством в 50 рублей, Ахромеев просил погасить его долг за обеды в кремлевской столовой.