Отдалённый край – Чукотский полуостров – стал малой Родиной для офицера драгунского полка майора Дмитрия Павлуцкого. О его биографии известно совсем немного, но это имя навсегда вписано в историю России и покорения Чукотки.
Карьерный рост
Дмитрий Иванович родился в 1692 году в Тобольске в семье потомственных военных. О том, чем занимался Павлуцкий на протяжении трёх следующих десятилетий, остаётся только догадываться. К 35 годам он был капитаном в Сибирском драгунском полку.
В 20-годах XVIII века Дмитрий Павлуцкий отправился в качестве руководителя отряда, состоящего из 400 моряков и казаков, осваивать Чукотку. Помогал ему в этом полярный исследователь Афанасий Шестаков. Этот поход был инициирован лично императрицей Екатериной I, которая решила привести «под крыло» России новые народы и земли.
Два лидера – Павлуцкий и Шестаков – не поладили между собой чуть ли не сразу. Каждый из них представлял покорение Чукотки по-своему. В 1729 году в Якутии будущие чукотские завоеватели всё-таки разделились. Шестакова после этого ждала незавидная судьба. Буквально через несколько месяцев его отряд наткнулся на враждебно настроенных чукчей. Завязался бой, в ходе которого отважный путешественник был убит стрелой в горло.
Павлуцкий же достиг цели похода летом 1731 года. Ему удалось составить уникальные описания «пустых мест», первые чертежи и схемы края и даже закартографировать берега Америки.
Последний бой покорителя Чукотки
Исследовательской работой Дмитрий Иванович занимался недолго. В 1733 году на Камчатке вспыхнул бунт камчадалов и власти решили, что военный опыт Павлуцкого намного важнее. Так офицер отправился на Камчатский полуостров.
Там он проявил себя как опытный военный и талантливый руководитель. Уже через год Павлуцкому удалось разобраться с зачинщиками беспорядков, после чего его назначили Якутским воеводой. В памяти казаков новоиспечённый воевода остался как человек прямолинейный, но справедливый. Ещё через два года Дмитрия Ивановича вновь отправили на Чукотку – усмирять чукчей и продолжать исследования.
Чукчи прозвали его демоном Якунином и даже стали слагать о нём легенды. Мол, одет воевода в железо, носит с собой «огненную пушку» и убивает всех чукч, которые встречаются ему на пути. Держал в страхе Павлуцкий местных жителей около пяти лет – ровно до момента смены власти в Петербурге. После этого покоритель Чукотки стал никому не интересен и про него забыли. Вскоре у бойцов Дмитрия Ивановича закончилась провизия и боеприпасы. Противостоять чукчам больше не было возможности и во время очередной стычки казаков и самого Павлуцкого убили.
Почти полгода тело офицера пролежало в гробу в погребе. С наступлением осени останки спустили по льду рек и доставили в Якутск, где похоронили под храмом Спасского монастыря. А по другой версии, разозлённые чукчи сначала зажарили майора на вертеле, после чего порезали тело на куски и стали использовать в качестве амулетов.
Примечательно, что «чукотское наследие» Павлуцкого так и не сохранилось. Все документы и чертежи экспедиций таинственным образом бесследно исчезли в Петербурге.