У крокодилов и людей гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. И реальным доказательством этого служит этот валун мистической формы.
Есть основания предполагать, что в древности он использовался для принесения кого-то в жертву.
В горах Пхоу Кхао на юге Лаоса, примерно в 6 километрах от Меконга в провинции Чампасак, расположены руины Ват Пху – древнего святилища кхмерского происхождения, посвящённого духу-покровителю. Среди остатков храма имеется крупный камень с очень необычной резьбой. Глубокое углубление в камне довольно правдоподобно напоминает отпечаток крокодильей туши. Но в этом углублении спокойно мог бы расположиться и стандартный человек.
Имеется предположение (и небезосновательное), что этот валун мог применяться в виде алтаря для ежегодного человеческого жертвоприношения в доангхорские времена. Хотя большая часть руин Ват Пху относится к XI-XIII векам, есть археологические доказательства того, что храм на этом месте стоял уже в V веке. Если здесь действительно проходили человеческие жертвоприношения, то они относятся к тому периоду времени, когда южный Лаос находился под властью древнего государства – империи Ченла.
Легенды говорят, что раз в год, когда начинали опадать лепестки франжипани (плюмерии – тропического дерева), правитель Ченла поднимался на главный мостик храма и, вознося молитвы горным духам, угощал вином двух красивейших девушек империи. Их выбирали заранее за невероятную красоту. Затем бедняжек приносили в жертву, чтобы боги даровали плодородие и сытый урожайный год всем остальным.
В подтверждение правдоподобности этой истории в «Истории Суй» VI века есть упоминание о том, что в культуре Ченла ежегодно совершались человеческие жертвоприношения. И описание церемонии совпадает с версией в местном фольклоре. Тот факт, что сельские жители сохранили в фольклоре эту конкретную историю на протяжении веков, определённо о чём-то говорит.
Однако неизвестно, какую роль сыграл Крокодиловый камень в этой церемонии, если вообще сыграл. Уникальность резьбы делает камень ещё более таинственным. На всей территории Лаоса и Камбоджи в руинах до, во время или после империи Ченла нельзя найти ничего, что хотя бы немного напоминало Крокодиловый камень.
Что ещё более любопытно, крокодилы в этом районе действительно жили и обитают по сей день. Но религиозной роли гигантские рептилии не играли. Если Крокодиловый камень не применялся для человеческих жертвоприношений, то для чего тогда он был нужен, и с какой целью создавалась его характерная необычная резьба?