10 фактов о фильме «Берегись автомобиля»
Зачем нам Зорро и Робин Гуд, когда у нас есть Юрий Деточкин?
Удивительно, как эта комедия вообще увидела свет! Слишком много неожиданных преград возникало на пути ее создания.
Легенду о необычном преступнике, который угонял автомобили у людей, живущих на нетрудовые доходы, продавал их, а вырученные средства жертвовал в детские дома, рассказывали по всей стране. Эльдар Рязанов, выпускник ВГИКа, первые пять лет творческого пути посвятил документальному кино, объездил полстраны, снимая кино о нефтяниках Кубани, краболовах в Охотском море и прочем в том же духе.
Этот опыт в кинохронике приучил молодого режиссера доверять только фактам. Вместе с близким другом и соавтором Эмилем Брагинским он решил найти реального человека, замешанного в такой необычной истории. Но ни юридические запросы, ни обращения в прессу ничего не дали. Поиски продолжались до тех пор, пока друзья не поняли, что история вымышленная. Несмотря на то что личная встреча с настоящим Робин Гудом не состоялась, авторы решили продолжить работу над сценарием.
Образ героя должен был быть положительным, но не каноническим. Дон Кихот, чаплиновский Чарли, князь Мышкин — именно эти персонажи сформировали основные черты героя. Роль Деточкина связывалась исключительно с Юрием Никулиным. Во время работы над сценарием «Угнали машину» (позже название сменится на, как ты сам догадываешься, «Берегись автомобиля») он регулярно встречался с Рязановым и Брагинским, первым читал появившееся сцены, специально для фильма сдавал экзамен по вождению. Но съемочный процесс оказался на грани срыва: в тот момент Никулин больше принадлежал цирку, чем кино.
3
Расставить приоритеты помогла партия. А. В. Романов (председатель Комитета по кинематографии при Совмине) ознакомился со сценарием и сообщил, что фильм несет отрицательный пример в народные массы, по окончании просмотра каждому захочется угнать автомобиль. После такой рецензии об освобождении Никулина от гастролей речи не шло. Под предлогом того, что картина осталась без исполнителя главной роли, 28 июня 1963 года Кинокомитет картину «законсервировал».
«Если бы фильм не закрыли, мы бы никогда не додумались писать прозу. А тогда нам стало жаль потерять сюжет, и один из нас сказал: «Не попробовать ли нам написать о Деточкине повесть?» — вспоминает Рязанов в автобиографии «Неподведенные итоги». Спустя четыре месяца напряженной работы сценарий превратился в повесть «Берегись автомобиля». В 1964 году ее напечатал журнал «Молодая гвардия». Это событие невероятно обрадовало авторов, они поняли, что теперь смогут предложить студии не оригинальный сценарий, а экранизацию, что в кино всегда любили больше.
«Это очень интересно, вы стучитесь в ту дверь. Но сейчас я не могу сниматься, я занят» — такова была реакция Иннокентия Смоктуновского на предложенную роль. Рязанов продолжал настаивать. Получив от актера очередную телеграмму с отказом, Эльдар Александрович отправился искать дачу актера, на которой тот восстанавливал силы. В ста километрах от Ленинграда, в поселке Яковлево, Рязанов добился своего и взял со Смоктуновского расписку: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля».
Бюрократические проволочки буквально преследовали режиссера, он едва отбился от А. В. Романова, который обвинил Смоктуновского в неразборчивости. Мол, только актер закончил сниматься в роли В. И. Ленина в фильме «На одной планете» — и на тебе, взялся за роль жулика. Затем Кинокомитету не понравился сценарий. Они недоумевали, зачем Деточкин ворует автомобили. Не проще ли явиться в ОБХСС и сообщить, что такой-то человек — жулик и его машина приобретена на нетрудовые доходы?
Съемки проходили вживую, даже использовали скрытую камеру, чтобы добиться эффекта естественности. Например, в комиссионке. Менее хлопотно было бы, пожалуй, построить его в павильоне, чем размещать всю аппаратуру и снимать в настоящем магазине. Из-за опасения сильных морозов некоторые эпизоды были отсняты в Одессе, а не в Москве, но и там метеоусловия вмешались в рабочий процесс — режиссер просил актеров не дышать, чтобы в кадре не было пара изо рта.
Каскадер, выполнявший трюки, сумел сохранить автомобиль «Волга» для последующих фильмов — «Три тополя на Плющихе» и «Бриллиантовая рука». Александр Микулин с присущим только каскадерам чувством юмора предлагал и Рязанову прокатиться под мчащимся грузовиком-трубовозом. Режиссеру в присутствии всей группы не с руки было отказываться. Воспоминания об этом трюке долгое время обеспечивали должный уровень адреналина в крови режиссера.
Это один из немногих фильмов Рязанова, где не звучит ни одной песни. Тем не менее на музыку знаменитого вальса из комедии позже были положены слова. Текст был написан Евгением Евтушенко в качестве подарка на юбилей композитора Андрея Петрова.
Каждой роли режиссер стремился придать индивидуальность, Диму Семицветова сыграл Андрей Миронов, с которым Рязанов только познакомился во время съемочного процесса, а для Любови Добржанской (мамы Деточкина) это была первая роль в большом художественном фильме.
Премьера состоялась в 1966 году. Критик А. Г. Образцова в журнале «Современная драматургия» прошлась по картине, не оставив от нее камня на камне. Подобные отзывы не надолго омрачили настроение создателей фильма: Эльдар Рязанов в этом же году получил дипломы на МКФ в Эдинбурге (Шотландия) и в Сиднее (Австралия), а Иннокентию Смоктуновскому досталась награда за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Картахене (Испания). Журнал «Советский экран» признал Иннокентия Смоктуновского лучшим актером 1966 года. «Берегись автомобиля» посмотрело более 30 миллионов зрителей.
Удивительно, как эта комедия вообще увидела свет! Слишком много неожиданных преград возникало на пути ее создания.
1
Легенду о необычном преступнике, который угонял автомобили у людей, живущих на нетрудовые доходы, продавал их, а вырученные средства жертвовал в детские дома, рассказывали по всей стране. Эльдар Рязанов, выпускник ВГИКа, первые пять лет творческого пути посвятил документальному кино, объездил полстраны, снимая кино о нефтяниках Кубани, краболовах в Охотском море и прочем в том же духе.
Этот опыт в кинохронике приучил молодого режиссера доверять только фактам. Вместе с близким другом и соавтором Эмилем Брагинским он решил найти реального человека, замешанного в такой необычной истории. Но ни юридические запросы, ни обращения в прессу ничего не дали. Поиски продолжались до тех пор, пока друзья не поняли, что история вымышленная. Несмотря на то что личная встреча с настоящим Робин Гудом не состоялась, авторы решили продолжить работу над сценарием.
2
Образ героя должен был быть положительным, но не каноническим. Дон Кихот, чаплиновский Чарли, князь Мышкин — именно эти персонажи сформировали основные черты героя. Роль Деточкина связывалась исключительно с Юрием Никулиным. Во время работы над сценарием «Угнали машину» (позже название сменится на, как ты сам догадываешься, «Берегись автомобиля») он регулярно встречался с Рязановым и Брагинским, первым читал появившееся сцены, специально для фильма сдавал экзамен по вождению. Но съемочный процесс оказался на грани срыва: в тот момент Никулин больше принадлежал цирку, чем кино.
3
Расставить приоритеты помогла партия. А. В. Романов (председатель Комитета по кинематографии при Совмине) ознакомился со сценарием и сообщил, что фильм несет отрицательный пример в народные массы, по окончании просмотра каждому захочется угнать автомобиль. После такой рецензии об освобождении Никулина от гастролей речи не шло. Под предлогом того, что картина осталась без исполнителя главной роли, 28 июня 1963 года Кинокомитет картину «законсервировал».
«Если бы фильм не закрыли, мы бы никогда не додумались писать прозу. А тогда нам стало жаль потерять сюжет, и один из нас сказал: «Не попробовать ли нам написать о Деточкине повесть?» — вспоминает Рязанов в автобиографии «Неподведенные итоги». Спустя четыре месяца напряженной работы сценарий превратился в повесть «Берегись автомобиля». В 1964 году ее напечатал журнал «Молодая гвардия». Это событие невероятно обрадовало авторов, они поняли, что теперь смогут предложить студии не оригинальный сценарий, а экранизацию, что в кино всегда любили больше.
4
«Это очень интересно, вы стучитесь в ту дверь. Но сейчас я не могу сниматься, я занят» — такова была реакция Иннокентия Смоктуновского на предложенную роль. Рязанов продолжал настаивать. Получив от актера очередную телеграмму с отказом, Эльдар Александрович отправился искать дачу актера, на которой тот восстанавливал силы. В ста километрах от Ленинграда, в поселке Яковлево, Рязанов добился своего и взял со Смоктуновского расписку: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля».
5
Бюрократические проволочки буквально преследовали режиссера, он едва отбился от А. В. Романова, который обвинил Смоктуновского в неразборчивости. Мол, только актер закончил сниматься в роли В. И. Ленина в фильме «На одной планете» — и на тебе, взялся за роль жулика. Затем Кинокомитету не понравился сценарий. Они недоумевали, зачем Деточкин ворует автомобили. Не проще ли явиться в ОБХСС и сообщить, что такой-то человек — жулик и его машина приобретена на нетрудовые доходы?
6
Съемки проходили вживую, даже использовали скрытую камеру, чтобы добиться эффекта естественности. Например, в комиссионке. Менее хлопотно было бы, пожалуй, построить его в павильоне, чем размещать всю аппаратуру и снимать в настоящем магазине. Из-за опасения сильных морозов некоторые эпизоды были отсняты в Одессе, а не в Москве, но и там метеоусловия вмешались в рабочий процесс — режиссер просил актеров не дышать, чтобы в кадре не было пара изо рта.
7
Каскадер, выполнявший трюки, сумел сохранить автомобиль «Волга» для последующих фильмов — «Три тополя на Плющихе» и «Бриллиантовая рука». Александр Микулин с присущим только каскадерам чувством юмора предлагал и Рязанову прокатиться под мчащимся грузовиком-трубовозом. Режиссеру в присутствии всей группы не с руки было отказываться. Воспоминания об этом трюке долгое время обеспечивали должный уровень адреналина в крови режиссера.
Кстати, читай: «Черная „Волга“, о которой мечтали миллионы»
8
Это один из немногих фильмов Рязанова, где не звучит ни одной песни. Тем не менее на музыку знаменитого вальса из комедии позже были положены слова. Текст был написан Евгением Евтушенко в качестве подарка на юбилей композитора Андрея Петрова.
9
Каждой роли режиссер стремился придать индивидуальность, Диму Семицветова сыграл Андрей Миронов, с которым Рязанов только познакомился во время съемочного процесса, а для Любови Добржанской (мамы Деточкина) это была первая роль в большом художественном фильме.
10
Премьера состоялась в 1966 году. Критик А. Г. Образцова в журнале «Современная драматургия» прошлась по картине, не оставив от нее камня на камне. Подобные отзывы не надолго омрачили настроение создателей фильма: Эльдар Рязанов в этом же году получил дипломы на МКФ в Эдинбурге (Шотландия) и в Сиднее (Австралия), а Иннокентию Смоктуновскому досталась награда за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Картахене (Испания). Журнал «Советский экран» признал Иннокентия Смоктуновского лучшим актером 1966 года. «Берегись автомобиля» посмотрело более 30 миллионов зрителей.
+4
103
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии