Какие автомобили взрывоопаснее — бензиновые, дизельные, газовые, водородные или электрические
Прогресс не стоит на месте: сегодня автомобили ездят на бензине, дизельном топливе, газе, электричестве и даже на водороде. А как у них обстоят дела с безопасностью, вернее, взрывоопасностью?
В голливудских блокбастерах автомобили имеют обыкновение взрываться в любой непонятной ситуации, что, конечно, весьма далеко от реальности, и мы подробно объясняли почему. Тем не менее любое топливо по определению должно хорошо гореть, иначе в нем не будет никакого смысла. Вот только условия воспламенения или, в зависимости от интенсивности и скорости, даже взрыва у всех разные.
Для топлива на основе нефтепродуктов есть такой термин, как «пожаровзрывоопасность», он характеризует способность к возникновению и распространению горения. А уже в результате горения, в зависимости от его интенсивности, скорости и условий протекания, возникает пожар либо взрыв.
Для процесса горения нефтепродуктов необходимы три составляющие: горючее вещество, то есть пары нефтепродукта, окислитель, то есть кислород из окружающего воздуха, а также источник зажигания. Возгорание случается в том случае, если концентрация паров в воздухе находится в пределах определенного диапазона и присутствует источник зажигания с достаточной энергией.
Поскольку окислителем является кислород из воздуха, он присутствует всегда, а вот источники зажигания могут иметь искровую (электричество, трение) или тепловую (пламя, сигарета) природу. Пары нефтепродуктов загораются только тогда, когда содержания кислорода в воздухе достаточно для поддержания процесса горения или взрыва.
У дизельного топлива меньше испаряемость и выше температура вспышки паров, чем у бензина, поэтому оно значительно менее взрывоопасно и, например, не загорается от искры. Вследствие меньшей испаряемости дизелю вообще сложнее загореться, но если это все-таки произошло, то пиши пропало. Да, пары бензина быстро вспыхивают и легко взрываются, но это процесс относительно быстрый — ба-бах! — и готово.
А уж если звезды сложились так, что дизельное топливо (или, как его иногда некорректно называют, солярка) все-таки загорелось, то потушить его будет сложно. Оно будет медленно растекаться и пропитывать все доступные поверхности, чтобы потом сгореть вместе с ними.
Вокруг сжиженного природного газа до сих пор существует множество мифов. Противники газобаллонного оборудования говорят, что это бомба замедленного действия, а любители сэкономить на топливе считают их невеждами. Вообще, сам по себе баллон со сжиженным газом не несет опасности взрыва, как и обычный бензобак. Взорваться он может лишь при кошмарном стечении обстоятельств — например, у баллона откажет предохранительный клапан, его заправят газом доверху, а затем вдруг случится резкое повышение температуры или мощнейшее механическое повреждение корпуса.
Конечно, это весьма маловероятно, но исключать такую вероятность все-таки нельзя — да вы и сами наверняка видели эти жуткие видео на YouTube. Поэтому стенки баллона делают такой толщины, чтобы они могли выдержать буквально любую аварию. Если пропан тяжелее воздуха и в случае утечки будет скапливаться в закрытом помещении, то метан, наоборот, легче, он сразу улетучивается. Остаточное горение после взрыва газа способно нанести существенный урон окружающим объектам, как и пары бензина.
С этим разобрались, а как насчет водорода? Автомобилей на водородных топливных элементах становится все больше, но могут ли они рвануть, словно водородная бомба? К счастью, нет. Благодаря высокой текучести водород быстро рассеивается, что не дает образоваться взрывоопасной смеси с воздухом. Поскольку это самый легкий газ в природе, он поднимается вверх со скоростью в среднем 20 м/с и взорваться, как правило, не успевает.
А в отличие от углеводородов, при горении водорода не образуется никаких токсичных веществ вроде угарного газа — только обычная вода. Взорвать водород можно, но, пожалуй, лишь при большом желании и разве что в лабораторных условиях. В реальной жизни, тем более в случае с автомобилями на водородном топливе, должно одновременно быть столько условий, что вероятность подобного стремится к нулю.
То ли дело электромобили! Если даже вам повезло ни разу не сесть на айфон в заднем кармане брюк, то наверняка вы видели в Интернете, что бывает с телефоном, если повредить у него литийионный аккумулятор. А если нет, то знайте: при механическом разрушении батареи происходит короткое замыкание и она начинает интенсивно нагреваться. Литий вступает в реакцию с электролитом, выделяя летучие углеводороды (этан, метан, этилен и другие), а при вступлении в реакцию кислорода происходит самовозгорание и резкий скачок температуры. Затем, как правило, следует взрыв.
Загоревшиеся электрокары представляют собой огромную проблему для пожарных, поскольку потушить их водой невозможно. Дело в том, что литий вместо того, чтобы потухнуть, вступает с ней в химическую реакцию и окисляется. Для тушения электромобилей нужны специальные химикаты: пена, медный порошок, порошковый графит, карбонат натрия или другие замысловатые реактивы. Но это еще не все: для тушения их требуется просто гигантское количество!
Если обычный автомобиль можно полностью потушить в среднем 2-3 тоннами воды, то на «электричку» нужно аж 22-23 тонны — примерно как на ликвидацию горения целого особняка. Прибавьте сюда неиллюзорный шанс получить поражение электрическим током из-за высокого напряжения в аккумуляторе. Думаете, что это все? Нет. Из-за химических особенностей литийионные батареи иногда случайным образом самовозгораются через несколько часов, дней, недель или даже месяцев.
Короче, тушить электромобиль нет особого смысла, лучше дать батарее догореть окончательно, убедившись, конечно, что огонь не распространится на близлежащие транспортные средства, строения и растительность.
В голливудских блокбастерах автомобили имеют обыкновение взрываться в любой непонятной ситуации, что, конечно, весьма далеко от реальности, и мы подробно объясняли почему. Тем не менее любое топливо по определению должно хорошо гореть, иначе в нем не будет никакого смысла. Вот только условия воспламенения или, в зависимости от интенсивности и скорости, даже взрыва у всех разные.
Для топлива на основе нефтепродуктов есть такой термин, как «пожаровзрывоопасность», он характеризует способность к возникновению и распространению горения. А уже в результате горения, в зависимости от его интенсивности, скорости и условий протекания, возникает пожар либо взрыв.
Для процесса горения нефтепродуктов необходимы три составляющие: горючее вещество, то есть пары нефтепродукта, окислитель, то есть кислород из окружающего воздуха, а также источник зажигания. Возгорание случается в том случае, если концентрация паров в воздухе находится в пределах определенного диапазона и присутствует источник зажигания с достаточной энергией.
Поскольку окислителем является кислород из воздуха, он присутствует всегда, а вот источники зажигания могут иметь искровую (электричество, трение) или тепловую (пламя, сигарета) природу. Пары нефтепродуктов загораются только тогда, когда содержания кислорода в воздухе достаточно для поддержания процесса горения или взрыва.
У дизельного топлива меньше испаряемость и выше температура вспышки паров, чем у бензина, поэтому оно значительно менее взрывоопасно и, например, не загорается от искры. Вследствие меньшей испаряемости дизелю вообще сложнее загореться, но если это все-таки произошло, то пиши пропало. Да, пары бензина быстро вспыхивают и легко взрываются, но это процесс относительно быстрый — ба-бах! — и готово.
А уж если звезды сложились так, что дизельное топливо (или, как его иногда некорректно называют, солярка) все-таки загорелось, то потушить его будет сложно. Оно будет медленно растекаться и пропитывать все доступные поверхности, чтобы потом сгореть вместе с ними.
Вокруг сжиженного природного газа до сих пор существует множество мифов. Противники газобаллонного оборудования говорят, что это бомба замедленного действия, а любители сэкономить на топливе считают их невеждами. Вообще, сам по себе баллон со сжиженным газом не несет опасности взрыва, как и обычный бензобак. Взорваться он может лишь при кошмарном стечении обстоятельств — например, у баллона откажет предохранительный клапан, его заправят газом доверху, а затем вдруг случится резкое повышение температуры или мощнейшее механическое повреждение корпуса.
Конечно, это весьма маловероятно, но исключать такую вероятность все-таки нельзя — да вы и сами наверняка видели эти жуткие видео на YouTube. Поэтому стенки баллона делают такой толщины, чтобы они могли выдержать буквально любую аварию. Если пропан тяжелее воздуха и в случае утечки будет скапливаться в закрытом помещении, то метан, наоборот, легче, он сразу улетучивается. Остаточное горение после взрыва газа способно нанести существенный урон окружающим объектам, как и пары бензина.
С этим разобрались, а как насчет водорода? Автомобилей на водородных топливных элементах становится все больше, но могут ли они рвануть, словно водородная бомба? К счастью, нет. Благодаря высокой текучести водород быстро рассеивается, что не дает образоваться взрывоопасной смеси с воздухом. Поскольку это самый легкий газ в природе, он поднимается вверх со скоростью в среднем 20 м/с и взорваться, как правило, не успевает.
А в отличие от углеводородов, при горении водорода не образуется никаких токсичных веществ вроде угарного газа — только обычная вода. Взорвать водород можно, но, пожалуй, лишь при большом желании и разве что в лабораторных условиях. В реальной жизни, тем более в случае с автомобилями на водородном топливе, должно одновременно быть столько условий, что вероятность подобного стремится к нулю.
То ли дело электромобили! Если даже вам повезло ни разу не сесть на айфон в заднем кармане брюк, то наверняка вы видели в Интернете, что бывает с телефоном, если повредить у него литийионный аккумулятор. А если нет, то знайте: при механическом разрушении батареи происходит короткое замыкание и она начинает интенсивно нагреваться. Литий вступает в реакцию с электролитом, выделяя летучие углеводороды (этан, метан, этилен и другие), а при вступлении в реакцию кислорода происходит самовозгорание и резкий скачок температуры. Затем, как правило, следует взрыв.
Загоревшиеся электрокары представляют собой огромную проблему для пожарных, поскольку потушить их водой невозможно. Дело в том, что литий вместо того, чтобы потухнуть, вступает с ней в химическую реакцию и окисляется. Для тушения электромобилей нужны специальные химикаты: пена, медный порошок, порошковый графит, карбонат натрия или другие замысловатые реактивы. Но это еще не все: для тушения их требуется просто гигантское количество!
Если обычный автомобиль можно полностью потушить в среднем 2-3 тоннами воды, то на «электричку» нужно аж 22-23 тонны — примерно как на ликвидацию горения целого особняка. Прибавьте сюда неиллюзорный шанс получить поражение электрическим током из-за высокого напряжения в аккумуляторе. Думаете, что это все? Нет. Из-за химических особенностей литийионные батареи иногда случайным образом самовозгораются через несколько часов, дней, недель или даже месяцев.
Короче, тушить электромобиль нет особого смысла, лучше дать батарее догореть окончательно, убедившись, конечно, что огонь не распространится на близлежащие транспортные средства, строения и растительность.
+2
104
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии