Как уничтожили знаменитую достопримечательность на ВДНХ
Что это был за экспонат и когда он появился на выставке? Почему многие так любили сюда приходить? Правда ли, что здесь можно было не только побывать в пассажирском салоне самолёта, но и попасть в кабину пилотов? Почему сейчас этого экспоната на ВДНХ нет? А также — неужели сначала обещали, что самолёт никто убирать не будет, а уже через несколько месяцев его демонтировали прямо на глазах изумлённых посетителей выставки? И что здесь располагается сейчас?
Самолёт Ту-154 на ВНДХ в 1995 году.
Вид с нынешнего павильона «Космонавтика и авиация» в 1969 году. Слева самолёт Як-40, правее — Ту-124А (прототип Ту-134). На его месте потом установили Ту-154. Ну и на переднем плане макет ракеты-носителя «Восток». Фото Н. Грановского
Ту-154, который установили на ВДНХ, построили в 1970 году. Самолёт имел номер 85005 и являлся опытным лайнером. Регулярные пассажирские рейсы он никогда не выполнял. Только испытательные полёты, чтобы специалисты могли проверить разные технические моменты для последующего серийного выпуска этой модели. В «Аэрофлот» для эксплуатации на маршрутах Ту-154 стали передавать начиная с воздушного судна №85010.
Ту-154 №85005 на ВДНХ, 1977. Фото Н. Кулешова
На протяжении нескольких лет самолёт с бортовым номером 85005 совершал испытательные полёты, пока в июне 1976 года не вышло постановление Совета Министров СССР. Согласно документу, Ту-154 заканчивал свою деятельность в небе. Машину должны были установить в качестве экспоната на ВДНХ. Собственно в ноябре того же года лайнер и появился на выставке около павильона «Космонавтика и авиация». Новый самолёт поставили на место, где до этого располагалась другая модель этого конструкторского бюро: Ту-124А (прототип Ту-134).
Ту-154 на ВДНХ в 1979 году.
Вид на самолёт с другой стороны, 1979.
Самолёт Ту-154 на ВДНХ, 1980-1986.
Но, пожалуй, главная фишка для посетителей — это возможность попасть в кабину пилотов. Причём не просто посмотреть на многочисленные кнопки, рычажки и штурвал. Всё разрешалось трогать. Многие вспоминают, что именно здесь для них началось знакомство с авиацией. Когда они приходили сюда, чтобы посетить Ту-154 ещё детьми. Некоторые даже потом связали свою жизнь с небом.
Ту-154 на ВДНХ в 1988 году.
Вид салона в сторону кабины пилотов, 1992. Автор фото: П. Маркин.
Ту-154 был весьма популярным экспонатом. Сюда приходило много народу. Наверное, большую роль сыграло и то, что эта модель являлась действующей, то есть пассажирские рейсы выполняли практически на такой же машине. Конечно, немалому количеству людей было интересно посмотреть, как выглядит кабина пилотов на том самолёте, на котором они пару дней назад прилетели в Москву, например. А вот относительно стоимости экскурсии информацию найти не удалось. Поэтому если кто-то помнит, напишите в комментариях. Возможно, посещение вообще было бесплатным.
Ту-154 в 2004 году.
В кабине пилота самолёта Ту-154 на ВДНХ в 2007 году. Автор фото: В. Петров.
Демонтаж самолёта Ту-154 на ВДНХ (ВВЦ) 13 сентября 2008 года, прямо на глазах у посетителей выставки.
Люди наблюдают за уничтожением самолёта, 13 сентября 2008.
Руководство выставки говорило, что причиной стало аварийное состояние Ту-154. Якобы он мог в любой момент развалиться. Интересно, что за пару месяцев до уничтожения, весной 2008 года, эти же люди уверяли москвичей, что ничего демонтировать не собираются. Да, состояние самолёта было ветхим, но лайнер хотели привести в порядок. Но потом провели экспертизу и поняли, что это невозможно. Передать в музей самолёт не смогли по двум причинам. Во-первых, никто им не заинтересовался. Во-вторых, даже если кто-то решил машину забрать, ничего бы не вышло. Ту-154 уже не могли сдвинуть с места без ущерба для конструкций.
Демонтаж Ту-154 на ВДНХ (ВВЦ) 13 сентября 2008 года. Автор фото: А. Бельтюков.
Ещё один ракурс. Автор фото: А. Бельтюков.
СМИ в то время указывали и другую причину демонтажа самолёта (неофициальную). Он занимал немало площади на выставке, а денег не приносил. Поэтому выгоднее оказалось Ту-154 уничтожить, чтобы использовать пространство более рационально. Интересно, что люди отреагировали на случившееся по-разному. Одни не скрывали грусти и даже слёз по ушедшим вместе с лайнером временам. Другие говорили, что самолёт 40-летней уже давно следовало убрать, а не его место поставить какую-нибудь более новую отечественную модель. Всё-таки ВДНХ — это исторически выставка достижений. Но большинство сходились во мнении, что производить работы по демонтажу днём у всех на глаза было неправильным.
Напоследок интересная деталь. Ту-154 на ВДНХ, Як-42 и макет ракеты-носителя «Восток» можно увидеть в американском фильме 1990 года «Русский дом» («The Russia House»). В главных ролях Мишель Пфайффер и Шон Коннери.
Многие люди переживали, что на месте Ту-154 появятся очередные заведения общепита или нечто похожее. Однако их опасения не оправдались. По сути это пространство так и осталось пустым. Но зимой его часть используют, для конструкций трассы огромного ледового катка.
Место, где раньше стоял самолёт Ту-154 в 2020 году. Яндекс.Панорамы.
Самолёт Ту-154 на ВНДХ в 1995 году.
Самолёты на любой вкус
Сейчас на площади перед павильоном №32 «Космонавтика и авиация» почти на осталось пассажирских самолётов. Сохранился только Як-42. С октября 2021 года туда снова можно попасть внутрь. Посетителям даже предлагают произвести тренировочный полёт на авиатренажёре. Конечно, за деньги. В апреле 2024 года билет на ребёнка стоил 700 рублей, а для взрослого — 900. Отзывы смешанные. В советское время экспонатов гражданской авиации здесь было намного больше. Например, в разные годы тут стояли Як-40, Ту-104, Ту-124, Ту-134 и, наконец, Ту-154.Вид с нынешнего павильона «Космонавтика и авиация» в 1969 году. Слева самолёт Як-40, правее — Ту-124А (прототип Ту-134). На его месте потом установили Ту-154. Ну и на переднем плане макет ракеты-носителя «Восток». Фото Н. Грановского
Ту-154, который установили на ВДНХ, построили в 1970 году. Самолёт имел номер 85005 и являлся опытным лайнером. Регулярные пассажирские рейсы он никогда не выполнял. Только испытательные полёты, чтобы специалисты могли проверить разные технические моменты для последующего серийного выпуска этой модели. В «Аэрофлот» для эксплуатации на маршрутах Ту-154 стали передавать начиная с воздушного судна №85010.
Ту-154 №85005 на ВДНХ, 1977. Фото Н. Кулешова
На протяжении нескольких лет самолёт с бортовым номером 85005 совершал испытательные полёты, пока в июне 1976 года не вышло постановление Совета Министров СССР. Согласно документу, Ту-154 заканчивал свою деятельность в небе. Машину должны были установить в качестве экспоната на ВДНХ. Собственно в ноябре того же года лайнер и появился на выставке около павильона «Космонавтика и авиация». Новый самолёт поставили на место, где до этого располагалась другая модель этого конструкторского бюро: Ту-124А (прототип Ту-134).
Любимый экспонат
Новый экспонат сразу же полюбили гости выставки. Всё потому, что любоваться им предлагалось не только снаружи. Люди могли оказаться внутри самолёта. Для этого действовало два трапа: один для входа, другой — для выхода. В пассажирском салоне была возможность хорошо изучить отделку, кресла, а также другие технические детали.Ту-154 на ВДНХ в 1979 году.
Вид на самолёт с другой стороны, 1979.
Самолёт Ту-154 на ВДНХ, 1980-1986.
Но, пожалуй, главная фишка для посетителей — это возможность попасть в кабину пилотов. Причём не просто посмотреть на многочисленные кнопки, рычажки и штурвал. Всё разрешалось трогать. Многие вспоминают, что именно здесь для них началось знакомство с авиацией. Когда они приходили сюда, чтобы посетить Ту-154 ещё детьми. Некоторые даже потом связали свою жизнь с небом.
Ту-154 на ВДНХ в 1988 году.
Вид салона в сторону кабины пилотов, 1992. Автор фото: П. Маркин.
Ту-154 был весьма популярным экспонатом. Сюда приходило много народу. Наверное, большую роль сыграло и то, что эта модель являлась действующей, то есть пассажирские рейсы выполняли практически на такой же машине. Конечно, немалому количеству людей было интересно посмотреть, как выглядит кабина пилотов на том самолёте, на котором они пару дней назад прилетели в Москву, например. А вот относительно стоимости экскурсии информацию найти не удалось. Поэтому если кто-то помнит, напишите в комментариях. Возможно, посещение вообще было бесплатным.
Уничтожение легенды
После распада СССР Ту-154 продолжал стоять на ВДНХ и по-прежнему был доступен для посетителей (до 2000-х годов точно). Конечно, внешний облик самолёта со временем становился хуже. Никто за ним, похоже, не следил. Но никто не ожидал, что в один день, прямо на глазах изумлённых гостей выставки, лайнер начнут буквально распиливать на кусочки, да помельче. Чтобы они влезли в самосвалы, на которых планировали вывезти «мусор» с территории тогдашней ВВЦ. Происходило всё это 13 сентября 2008 года. Чтобы завершить демонтаж, потребовалось всего несколько часов.Ту-154 в 2004 году.
В кабине пилота самолёта Ту-154 на ВДНХ в 2007 году. Автор фото: В. Петров.
Демонтаж самолёта Ту-154 на ВДНХ (ВВЦ) 13 сентября 2008 года, прямо на глазах у посетителей выставки.
Люди наблюдают за уничтожением самолёта, 13 сентября 2008.
Руководство выставки говорило, что причиной стало аварийное состояние Ту-154. Якобы он мог в любой момент развалиться. Интересно, что за пару месяцев до уничтожения, весной 2008 года, эти же люди уверяли москвичей, что ничего демонтировать не собираются. Да, состояние самолёта было ветхим, но лайнер хотели привести в порядок. Но потом провели экспертизу и поняли, что это невозможно. Передать в музей самолёт не смогли по двум причинам. Во-первых, никто им не заинтересовался. Во-вторых, даже если кто-то решил машину забрать, ничего бы не вышло. Ту-154 уже не могли сдвинуть с места без ущерба для конструкций.
Демонтаж Ту-154 на ВДНХ (ВВЦ) 13 сентября 2008 года. Автор фото: А. Бельтюков.
Ещё один ракурс. Автор фото: А. Бельтюков.
СМИ в то время указывали и другую причину демонтажа самолёта (неофициальную). Он занимал немало площади на выставке, а денег не приносил. Поэтому выгоднее оказалось Ту-154 уничтожить, чтобы использовать пространство более рационально. Интересно, что люди отреагировали на случившееся по-разному. Одни не скрывали грусти и даже слёз по ушедшим вместе с лайнером временам. Другие говорили, что самолёт 40-летней уже давно следовало убрать, а не его место поставить какую-нибудь более новую отечественную модель. Всё-таки ВДНХ — это исторически выставка достижений. Но большинство сходились во мнении, что производить работы по демонтажу днём у всех на глаза было неправильным.
Напоследок интересная деталь. Ту-154 на ВДНХ, Як-42 и макет ракеты-носителя «Восток» можно увидеть в американском фильме 1990 года «Русский дом» («The Russia House»). В главных ролях Мишель Пфайффер и Шон Коннери.
Многие люди переживали, что на месте Ту-154 появятся очередные заведения общепита или нечто похожее. Однако их опасения не оправдались. По сути это пространство так и осталось пустым. Но зимой его часть используют, для конструкций трассы огромного ледового катка.
Место, где раньше стоял самолёт Ту-154 в 2020 году. Яндекс.Панорамы.
+1
91
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии