Всем хорошо известно, что сильные мира сего в наши дни ни в чем не нуждаются. При этом признаком хорошего тона считается скрывать истинные доходы, чтобы не нервировать простой народ. Гораздо проще в этом отношении жилось монархам, которые могли жить на широкую ногу и при этом ничего не прятать. Как жилось царской семье Романовых, которые правили одной из самых обширных и богатых империй планеты?
Споры об истинном материальном положении императорской семьи ведутся достаточно давно. Эксперты оценивают состояние Николая II по-разному, от баснословного богатства, до бедности, заставлявшей экономить буквально на всем. В 2012 году издание Сelebrity Net Worth опубликовало рейтинг наиболее состоятельных людей II тысячелетия, в котором самодержец всея Руси занимает весьма почетное 5 место.
Эксперты журнала оценили состояние императорской семьи в невероятные 300 миллиардов долларов, в пересчете на современные деньги. Также в рейтинге упоминается, что российский царь не только попал в пятерку богатейших людей тысячелетия, но и, в связи со своей канонизацией, стал самым обеспеченным в истории христианства святым.
Сразу необходимо уточнить, что американские исследователи не привели никаких документальных подтверждений наличия фантастического состояния царя, поэтому давайте попробуем самостоятельно проанализировать доходы и расходы Романовых, проще говоря, посчитаем чужие деньги.
Февральская революция 1917 года, в ходе которой к власти пришло Временное правительство, убрало с политической арены Николая II. Но при этом для миллионов жителей империи он продолжал оставаться царем-батюшкой, данным народу Богом. В связи с этим, перед новой властью встала ответственная задача — дискредитировать Романовых, чтобы снизить их влияние в обществе.
Для этого был избран проверенный способ, который используется по сей день — народу поведали о невероятной роскоши царской жизни и о огромных счетах семьи в зарубежных банках. Руководил разоблачениями лично первый глава Временного правительства, князь Георгий Львов.
В 1920 году, давая показания в Омском окружном суде по делу царской семьи, Львов сообщил следователю по особо важным делам Николаю Соколову следующее:
Есть информация о царском бюджете и в трудах некоторых историков. В частности, Игорь Зимин, в своей книге «Царские деньги. Доходы и расходы семьи Романовых», приводит конкретные цифры. Автор пишет, что по состоянию на 1 мая 1917 года, семья последнего российского императора имела следующие средства:
Таким образом, общая сумма, которой располагали на тот момент члены царской семьи, составляла 12 471 811 рублей 69 копеек, что при актуальном на тот момент курсе доллара 1/11 составляло 1,13 миллионов долларов США. Есть информация и из других источников, также не слишком надежных.
Летом 1917 года в одном из петроградских издательств вышла книга «Падение Романовых», автор которой до сих пор неизвестен. Совершенно очевидно, что издание вышло не без поддержки Временного правительства, а точнее комиссара Головина, непосредственно отвечавшего за всю информацию о монарших доходах. В книге указывались такие цифры личных капиталов:
Отсюда также видно, что несмотря на желание дискредитировать имя Романовых в массах, члены Временного правительства не смогли приписать августейшей семье колоссальное состояние. Правда, пожелавший остаться неизвестным автор «Падения Романовых» упоминает о неких зарубежных счетах царской семьи. Что это были за счета?
Сейчас на отечественных и зарубежных сайтах можно найти самую разную информацию о капиталах Николая II и его близких в банках Франции, Великобритании и Швейцарии. Но правильнее всего обратиться за информацией не к жкрналистам и блогерам, а к серьезным исследователям. Британский финансист и историк Уильям Кларк расследует этот вопрос в своем бестселлере «Потерянные сокровища царей».
Финансовый эксперт выяснил, что основные вклады отец Николая, Александр III хранил в Bank of England. Но взойдя на престол в 1894 году, Николай II принял взвешенное решение закрыть заграничные счета своей семьи. Это было связано с тем, что в этот период Российская империя была вынуждена брать за рубежом солидные кредиты и выходило так, что государство занимает у британского банка деньги Романовых. Закрыть счет, на котором находится крупная сумма, в то время было совсем непросто и поэтому процесс затянулся почти на 6 лет.
Известный историк Олег Будницкий, расследовавший информацию о зарубежных счетах самодержца, провел в архивах европейских стран немало времени. В одном из английских учреждений ему улыбнулась удача — в его руки попала папка, подписанная «О заграничных имуществах покойного императора». В ней содержались отчеты по данному вопросу, составленные людьми, непосредственно связанными с финансами царской России и деньгами самого государя.
Важным документом была записка князя Сергея Гагарина, служившего в министерстве Двора. В ней государственный чиновник писал следующее:
Таким образом стало ясно, что в дни первой революции Николай II перевел за рубеж деньги, которые планировал сохранить своим детям. Этот немецкий банк упоминал и атташе в США Угет, распоряжавшийся деньгами монархистов в эмиграции:
Поднимался вопрос царских капиталов в том числе и по делу. В 20-х годах в Германии появилась первая по счету «великая княжна Анастасия», которая кроме славы жаждала также и денег Романовых. Русских эмигрантов переполошил явление наследницы и было решено раз и навсегда решить финансовый вопрос царской семьи. Для этого собрали специальную комиссию, приступившую к работе 26 февраля 1929 года.
Результатом расследования стал однозначный вердикт: царская семья не имела никаких сверхкапиталов в зарубежных банках, не считая счетов великих княгинь в банке Мендельсона в Берлине, на каждом из которых находилось не более 1 миллиона немецких марок.
Один из членов комиссии, Борис Нольде, бывший советник главы МИД также уточнил, что инфляция, начавшаяся во время Первой мировой войны, превратила эти деньги в ничто. В марте 1930 года протоколы заседаний комиссии с соответствующими выводами были опубликованы в Париже, в монархистском издании «Возрождение».
В 1934 году Центральный суд Берлина определил наследников царских денег, хранящихся на счетах в немецких банках. Ими были признаны великие княгини Ольга и Ксения, графиня Брасова, а также несколько родственников по линии императрицы Александры Федоровны.
Борис Нольде оказался совершенно прав — к моменту, когда все бумаги на вступление в права наследия были готовы, а это произошло в 1938 году, на счетах оказалось всего 25 тысяч фунтов стерлингов. Учитывая то, что сумму делили поровну между всеми наследниками, доля каждого оказалась смехотворной. Великая княгиня Ксения, узнав о наследстве, даже не захотела тратить время на то, чтобы его получить и просто отказалась от денег.