Одна из самых ярких фигур в мире искусства 20 века. Её жизнь складывалась настолько невероятно, что хватило бы на несколько книг и фильмов. При этом, Фрида всю жизнь не считала себя настоящим, серьёзным художником, но писала всю жизнь. Автопортреты — это фирменный стиль художницы.
В небольшой деревушке на окраине Мехико 6 июля в 1907 года родилась Фрида Кало. Отцом её был немецкий фотограф Гильермо Кало, а мама, Матильда Кальдерон — мексиканка с индейскими корнями. Фрида была третьим в семье ребёнком и непростым… В шесть лет Фридуча переболела полиомиелитом её правая нога стала на несколько см короче другой, что всегда приходилось маскировать каблучками и длинными юбками. Девочка отстранилась и замкнулась в себе. Гильермо взял на себя заботу о дочери: занимался с ней боксом, они вместе изучали литературу и философию, дал ей навык фотосъемки и проявки пленки.
Школа также давалась Фриде нелегко: за плохое поведение её выгнали из первой, а из второй она немедленно ушла, когда один из преподавателей начал домогаться её. Уже в 15 лет Фридуча попала в «Препараторию», которая была одним из самых лучших учебных заведений в стране, где будущая художница отлично училась и возглавила кружок, члены которого позже стали самыми заметными деятелями искусств в Мексике. Из «Препаратории» Фрида вышла всесторонне образованной, со своей уникальной культурной идентичностью, увлечённая идеями коммунизма.
Интересно, что своё будущее Кало видела в области медицины и планировала идти учиться на врача. Но в 18 лет огромная трагедия кардинально изменила её жизнь: Фрида ехала в автобусе вместе со своим молодым человеком, когда транспорт врезался в трамвай. Юноша получил всего несколько ушибов, а Фрида была искалечена навсегда: переломанные ключицы, рёбра, сломанный в трёх местах позвоночник, тяжелейшие травмы таза, раздробленная стопа и нога. Врачи действительно собирали девушку по частям.
Как только Фрида пришла в себя, то немедленно попросила принести ей краски с кистями, решив стать иллюстратором. Ей некогда было себя жалеть, Кало понимала, что не может стать обузой для семьи и решила стать иллюстратором.
30 операций. Год постельного режима. Отец сделал индивидуальный подрамник, чтобы дочь могла писать свои картины лёжа и возле кровати разместили большое зеркало. Фрида стала писать автопортреты, что стало, в будущем, жанр её работы.
Живое, образное мышление, помноженное на очевидный талант, подарили миру честные (иногда даже слишком), бьющие наотмашь картины, куда Кало выливала свою физическую и внутреннюю боль.
Сначала врачи говорили, что успехом будет уже то, что она выживет. Потом они заявили, что если она сможет сидеть, то родители должны благодарить за это бога.
А Фрида не просто выжила. Она встала с постели, вступила в коммунистическую партию и стала вращаться в богемных кругах. Творческие посиделки, разговоры до утра, веселые вечеринки, горячие споры и...
История их отношений — особенная. Именно Ривера оказал большое влияние на творчество своей Фридучи, мгновенно разглядев в ней талант. Ривера помог своей жене раскрыться полностью.
«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего»
Диего, на момент их встречи, было 43 года, а Кало было немного за 20. Диего был признанным мексиканским художником, известным не только своими картинами, но и сексуальными аппетитами. Внешне он был удивительно некрасив, но девушки слетались на его обаяние, ум и манкость как мотыльки.
К нему пошла Фрида, безапелляционно ворвавшись на реставрируемый Диего объект, и потребовала немедленно дать оценку своим картинами, чтобы не тратить впустую время, если рисование — это не её. Трёх автопортретов нахальной девчонки хватило Диего, чтобы понять, какой большой художник прячется в ней.
Пара художников быстро ввязалась в роман и поженилась.
«Самое могущественное искусство в жизни – превратить боль в лечебный талисман, возродившуюся бабочку, цветущую в фестивале красок.»
Диего и Фрида не раз бывали в США. Страна Кало не понравилась, американцы ей казались примитивными и бездуховными. Она вся была наполнена социалистическими идеями и не могла принять тот факт, что кто-то может неделями праздновать и отмечать, пока обычные люди голодают. Это отразилось на творчестве Кало.
Её картины были полны страданий и обнажённой боли. Одной из самых заметных картин того периода можно назвать полотно «Больница Генри Форда». Также стоит отметить и «Автопортрет на границе Мексики и США».
«Больница» далась художнице особенно нелегко: она написала картину после одного из выкидышей… Фрида не могла стать матерью после всех травм и это уничтожало её изнутри. «Автопортрет» сравнивает родную Фриде Мексику с Западом через собственную национальную идентичность. Критики же не могли воспринимать женщину с кистью всерьёз и в газетах называли Кало «женой великого художника, баловавшейся произведениями искусства».
Наконец-то Фрида и Ривера вернулись на родину. Кало хотела творчества, но сначала ей вырезали аппендицит, потом по медицинским показаниям ей пришлось пройти через два аборта, а затем, на травмированной в той аварии ноге, ампутировали два пальца.
Пока его «птичка» изо всех справлялась с потрясениями, сыпавшимися одно за другим, Ривера умудрился соблазнить родную сестру Фриды. Этого Кало стерпеть уже не могла, хоть до этого и старалась принимать измены мужа как что-то неизбежное. Она отрезала огромными ножницами свои косы и стала одеваться в мужское платье. Тогда в её картинах стали преобладать животные, которыми она окружала свои автопортреты. Фрида любила животных и всегда была окружена птичками, ручными обезьянками, голубями.
Потом произошёл страстный и короткий роман Кало с Троцким. Что это было? Месть ветреному мужу? Реальное увлечение? Возможно, и то, и другое. Но, так или иначе, этот факт биографии художницы имеется, а что уж там было на самом деле… Не так уж и важно.
В 1938 году состоялась первая персональная выставка Кало и её талант был признан не только среди знаменитых коллег, но и среди критиков. Фрида оказалась на обложке французского Vogue, стала настоящей звездой не только как талантливая художница, но и как пример настоящей силы духа и воли к жизни. В 1940 году она оказалась в больнице и Диего, несмотря на то, что они были в разводе, немедленно примчался к своей «птичке». И снова позвал Фриду замуж. Она согласилась.
Выставки стали регулярными, а вот самой Фриде было нелегко. Здоровье, медленно, но уверенно подводило её всё ближе к смерти.
В 1950 году Фрида практически не выходила из больницы, а её позвоночник пережил семь операций. Боли стали нестерпимы, женщина практически всё время лежала в кровати. Точно также, как и тогда, после аварии.
1953 год и гангрена отняли у Фриды ногу. Что, кстати, не помешало ей приехать на открытие собственной выставки в Мексике, пусть и на санитарной машине. Весь вечер, стараясь не обращать внимания на привычную за годы боль, художница курила любимые сигареты, выпивала с поклонниками и напевала любимые песни под аккомпанемент небольшого оркестра. Фрида понимала, что ей осталось совсем немного и уже не собиралась отказывать себе в удовольствии.
А в 1954 году она скончалась от воспаления лёгких. Оставив после себя больше 150 картин, так тонко и точно передающих эту постоянную боль Фриды Кало и её судьбу, наполненную страданиями и любовью к самой жизни.
«Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь.»
Это написала Фрида Кало в своём дневнике незадолго до своей смерти.