Средневековье — это период истории, когда люди не слишком заботились о комфорте. Можно сказать, что со времен античности бытовые условия жителей Европы не улучшились, а наоборот, пришли в упадок. Однако есть одна сторона повседневной жизни, которая была таки отмечена некоторым прогрессом, и это, как ни странно, обычные туалеты.
Еще по школьным урокам истории мы знаем о жуткой антисанитарии в средневековых городах. Емкости с фекалиями, которые опустошали на головы прохожих, зловонные потоки, струящиеся по улицам к ближайшей реке, адская вонь, крысы и прочие прелести, были нормой для горожан практически до XVIII столетия.
Но мало кто задавался вопросом, как отправляли естественные надобности «сильные мира сего» — короли, герцоги, графы и благородные рыцари? Неужели аристократические продукты жизнедеятельности также банально выплескивались на головы вассалам из окон опочивален?
Разумеется нет. Для средневекового замка удаление отходов являлось делом жизненно важным. В условиях, когда на ограниченной площади длительное время вынужденно находились сотни, а иногда и тысячи людей, антисанитария обходилась слишком дорого. Особенно дорого во времена осад замков, которые, порой, затягивались на месяцы и годы.
Первые крепости раннего средневековья в особых удобствах не нуждались. Построенные из дерева и грунта, они редко вмещали большие гарнизоны и еще реже попадали в длительные осады. Обычные ямы на территории двора, подальше от жилья и складов с продуктами, удовлетворяли всех защитников фортификации, от короля до безродного пехотинца.
Позже, когда крепости и замки начали возводить из камня, над проблемой туалетов пришлось поломать голову. Находиться в узких каменных колодцах замковых дворов рядом с выгребными ямами было невыносимо даже для не знавших мыла и мочалки рыцарей, поэтому туалеты выносили за пределы крепостных стен.
Разумеется, это выражение несколько образно и, желая сходить «по большому», защитнику цитадели не нужно было рисковать, пробираясь под градом стрел. Сортиры разместили в так называемых эркерах — архитектурных элементах, выступающих за габариты крепостных стен, наподобие обнесенных стенами лоджий.
Продукты жизнедеятельности в этом случае просто падали в крепостной ров или на головы осаждающих — как повезет. Поход в туалет был достаточно комфортным, если не считать пронизывающего ветра из отверстия зимой и сезонного риска получить стрелу или арбалетный болт в седалище во время вооруженных конфликтов.
Тут нужно сделать отступление и сказать, что моду на эркерные сортиры переняли и некоторые горожане, которым повезло жить в домах у каналов и других водоемов. Туалеты похожей конструкции можно увидеть на полотнах Брейгеля и других средневековых живописцев.
Но вернемся от простолюдинов и мещан к людям благородным. В замках туалет над пропастью назывался просто и изысканно — гардероб. Почему это слово нынче используется в ином значении? Да все нормально — ничего не изменилось. В туалетах-гардеробах вельможи хранили свою одежду, подвешивая на крюках под потолком. Это делалось не из-за нехватки полезных площадей, а, как ни странно, с гигиеническими целями.
Во-первых, в гардеробах всегда гуляли сквозняки, проветривая камзолы, мантии и рубахи, а во-вторых, в этих помещениях всегда царил аммиачный смрад, который знатно отпугивал насекомых-паразитов. Старшим по гардеробу обычно назначался младший оруженосец. С вывешивания над дырой сортира парадной и повседневной одежды шефа, начиналась карьера на службе у средневекового аристократа.
В больших замках решить проблему при помощи гардеробов было невозможно и отдельный туалет имели только самые знатные жители укрепления. Кстати, кое-где в качестве туалета использовали камин — под рукой и всегда тепло! Для массовых же отправлений естественных надобностей строилась отдельная башня, которую называли данцкер. Это было полноценное укрепление с мощными стенами и бойницами, но стоявшее немного в стороне от основных крепостных построек.
Соединялся данцкер с основными укреплениями галереей, которую, в случае потери контроля над данцкером, можно было легко разрушить. К сожалению, туалеты контролировались не всегда — именно через отверстия сортиров враги попали в неприступную цитадель Ричарда Львиное Сердце — замок Шато-Гайар. Атакующие перешли из данцкера в крепость по галерее и устроили защитникам кровавую баню.
Многие данцкеры строились над ручьем или специально вырытым рвом. В этом случае фекалии падали в воду и уносились течением. Во время засух, когда воды в канале не было, вонь разносилась далеко за пределы башни и от нее страдали даже жители основных замковых построек. Известен единичный случай, когда проблему смогли решить путем устройства на крыше постройки резервуара, служащего для сбора дождевой воды. Полученный таким образом запас использовали в целях смыва при длительном отсутствии осадков.
В данцкерах иногда располагались вполне официальные помещения. Из-за этого в 1183 году в немецком Эрфуртском замке случилась трагедия, в которой погиб цвет нации и империя едва не лишилась одного из самых почитаемых монархов. Фридрих I Барбаросса выбрал это укрепление в Тюрингии для празднования очередного рейхстага. В башне собралось огромное количество знати и прогнившие балки постройки, возведенной за три столетия до этого, не выдержали пафоса и блеска знати.
Перекрытие рухнуло, а под ним, по несчастливому совпадению, оказался не нижний этаж, а огромный канализационный резервуар. Все кто присутствовал на празднике упали с 12-метровой высоты и утонули, пардон, в дерьме. Сам Фридрих Рыжебородый спасся чудом, повиснув на окне наружной стены и продержавшись до прихода подмоги с лестницами и веревками.
Итог трагедии был впечатляющим. Вот как пишет от этом историк:
Но, как известно, что если кому-то суждено быть повешенным, то он не утонет. С беспокойным императором Священной Римской империи и королем Германии, все было с точностью до наоборот. Фридрих I все-таки утонул спустя 7 лет после трагедии в Эрфурте, правда не в выгребной яме, а в горной реке Салеф, на территории современной Турции.