В чём была реальная разница между харакири и сэппуку для самурая?
Харакири (или сэппуку), довольно суровый самурайский ритуал, глубоко укоренившийся в истории, является свидетельством сложного и глубокого понимания чести, искупления и верности, которое сквозь века пронизывает культурную самобытность японской нации.
Чтобы полностью понять значение и различие харакири и сэппуку, необходимо углубиться в происхождение этого ритуала, его развитие и неизгладимый след, который он оставил в культурном ландшафте Японии.
Но подробнее обо всём в нашей новой статье:
Легендарный японский аристократ и военачальник по имени Минамото-но Тамэтомо родившийся в 1139 году, прославился своей недюжинной силой, меткостью стрельбы из лука и тем, что создал так называемую самурайскую «традицию харакири».
Согласно преданиям, Тамэтомо был ростом 210 см, а также очень сильным мужчиной, который в бою любил использовать специально изготовленный для него лук, тетиву которого могли натянуть только трое рослых мужчин.
Во время Войны Гэмпэй, после поражения в битве, Тамэтомо был сослан на маленький остров Осима. Однако, прибыв туда, он объявил землю своей и отказался платить какие-либо налоги.
Японские чиновники не согласились с этим и отправили изгнанному военачальнику письмо с требованием уплаты налогов. Тамэтомо в ответ заявил, что они могут прийти и попытаться собрать с него дань силой.
Так они и сделали. Или, по крайней мере, попытались.
Однажды утром Тамэтомо проснулся и увидел несколько японских военных кораблей, направляющихся к его острову. Он поднял свой тяжелый лук и огромную затупленную стрелу с большим железным наконечником и, собрав всю свою силу, выстрелил в корабль губернатора полуострова Идзу, намереваясь сделать предупредительный выстрел. Однако стрела попала в корпус корабля ниже ватерлинии и потопила его.
Остальные корабли развернулись, испугавшись приближаться к острову.
В дальнейшем Тамэтомо был втянут в ещё один военный гражданский конфликт и, будучи окруженным врагами, решил совершить первое в истории ритуальное caмoпoжертвование, которое получило название харакири.
Самураи, которые наблюдали за харакири Минамото-но Тамэтомо восхитились его поступком и начали из поколения в поколение передавать пример его храбрости, силы и непоколебимости. Так и зародилась традиция харакири.
По крайней мере эта легенда глубоко укоренена в японской истории.
Здесь все довольно сложно. Сэппуку и харакири пишутся одними и теми же иероглифами и обозначали одно и то же действие, но читаются немного по-разному (из-за корней китайский иероглифов) и имеют небольшие различия (но только не для японцев).
· Харакири прижилось среди западных людей, которые чаще всего описывали дословно грубую японскую традицию вскрытия живота Минамото-но Тамэтомо, когда самурай был готов к самопожертвованию, не следуя чётким правилам Бусидо (самурайскому кодексу чести).
Когда самурай понимает, что битва проиграна, его дом скоро падёт, то он может уединиться и совершить харакири, то есть «раскрыть» себе живoт мечом или кинжалом танто, чтобы избежать пленения вражескими силами, гарантируя, что его честь останется нетронутой.
· Сэппуку же с точки зрения западных людей (которые прибыли в Японию) описывает более «благородный» способ харакири и традиционную самурайскую практику, которая обычно относится к ритуальному caмoпожертвованию в присутствии других людей, соблюдая определённую последовательность действий.
1.
Сёгуны и даймё могли приказать самураю совершить сэппуку за «реальное или мнимое» пренебрежение или оскорбление, и в этот момент человек должен был довести дело до конца, чтобы не опозорить себя и всю свою семью. Иногда пленным самураям предлагалась такая возможность от вражеского военачальника, если тот был достаточно благороден и был готов позволить проигравшим бойцам сохранить свою честь.
2. Для психологической подготовки к сэппуку самураю позволяли провести целый день за написанием «поэмы смерти» и выпивкой хорошего сакэ.
3. Обычно во время его сэппуку присутствовали зрители.
4. Затем самурай садился и «oбнaжaл» свой живот крестообразными движениями кинжала кусунгобо. Согласно буддистским учениям, именно в животе находится душа человека. Таким образом, «раскрывая» свой живот, самурай демонстрировал окружающим свою верность и чистоту перед своим повелителем.
5. И обычно во время сэппуку помощник самурая, который назывался кайсякунин, наносил быстрый удар катаной, дабы облегчить страдания человека и гарантировать ему достойную смерть.
Во время харакири, как вы могли догадаться, не было свидетелей, благородной подготовки к этому процессу и самого помощника, который мог бы прервать мyчeния, из-за чего самурай совершивший харакири длительное время (от нескольких часов до дней) пребывал в криках и агонии.
По крайней мере разница в понятиях, между грубой фразой «харакири», дословно обозначающей «вскpыть живот» и более благородной «сэппуку» образовалась у людей из Запада, японцы же обычно и вовсе не используют термин «харакири», даже если самурай уходил не по кодексу Бусидо и без соблюдения ритуальных правил.
Также самураи могли совершать сэппуку в знак политического протеста или, чтобы показать свою непреодолимую скорбь по поводу смерти любимого лидера. Но эта практика имела немного другое название — дзюнси (то есть сэппуку вассала вслед за смертью своего господина). Ведь кодекс Бусидо предписывал, что он должен быть верен господину не только при своей жизни, но и после смерти.
· Традиция сэппуку в целом неразрывно связана с концепцией бусидо, кодекса чести самурая, который диктовал поведение и мораль человека. В этом кодексе подчеркивалась важность сохранения чести и репутации, а совершение сэппуку рассматривалось как высший акт шанса на искупление.
Помимо личной чести, практика сэппуку также использовалась правящим классом как форма cмepтной кaзни. Вместо позорной кaзни высокопоставленным чиновникам и самураям предлагалась возможность совершить сэппуку как средство восстановления чести своей семьи. В противном случае (если человек отказывался от сэппуку или сбегал), то все земли и богатства человека могли быть конфискованы в пользу государства.
Пожалуй, самой известной подобной практикой является история о 47 ронинах, группе самураев, которые отомстили за смерть своего хозяина, прежде чем совершить сэппуку и продемонстрировать свою преданность и честь.
И конечно же сэппуку не было исключительно мужской прерогативой.
Жёны самураев в редких случаях прибегали к подобной практике, которая называлась «дзигай», например, если их мужья погибали в битве.
Но в отличие от мужчин, женщины были готовы умереть не ради благородства, а чаще для того, чтобы избежать надpyгaтeльств от вражеских воинов, если их замок был осаждён, а шанса на победу не оставалось.
Поэтому практика «дзигай» была ориентирована на быструю смерть, а не на испытание боли, как было у мужчин, практикующих харакири или сэппуку.
Из-за этого женщины не подносили клинок к животу, а лишaли себя жизни одним быстрым ударом с помощью кинжала. Перед этим действием женщины обязательно (если было время) связывали себе ноги шелковой тканью, чтобы не оказаться в неудобном положении после своего «ухода».
Историкам известно об одном громком событии, что в самом конце сражения во время Войны Босин, около 20 жён самураев совершили дзигай, последовав за своими мужьями, не желая сдаваться врагу.