Почему у крабовых консервов «CHATKA» было далеко не советское название
Рыбный промысел в Советском Союзе был одним из главных источников заработка государства, поэтому неудивительно, что на прилавках магазинов всегда можно было найти что-то новое и интересное (одно китовое мясо чего стоит). Одним из таких продуктов были знаменитые крабовые консервы «CHATKA». Кстати, а вы когда-то задумывались, почему у них такое странное название?
В 1905 году Япония и Российская империя заключили Портсмутский мирный договор, согласно которому наша страна уступала восточному народу южную часть Сахалина и все прилегающие воды. То есть, японцы имели практически неограниченные права на добычу рыбы и других водных обитателей в этой зоне. Через 15 лет главной целью Японии стал промысел крабов. Они даже отправили на добычу ракообразного первый плавучий консервный завод (через несколько лет их количество увеличилось в шесть раз).
Если бы советское правительство знало, какую небывалую популярность получит крабовое мясо в европейских и американских городах, они бы никогда не подпустили японцев даже на пушечный выстрел к берегам Сахалина. Впрочем, им следует отдать должное – за несколько лет они наладили добычу крабов и производство консервов, а СССР уже пришла «на все готовое».
Сначала советские власти приняли решение купить у японцев судно и необходимое оборудование для производства крабовых консервов, а потом пошли еще дальше, и стали нанимать жителей Японии для работы на новом флоте. Очень мудрое решение, так как они уже знали все тонкости крабового промысла и могли обучить советских граждан.
Было время, когда крабовые консервы продавались исключительно на внутреннем рынке. Правительство делало все для того, чтобы привлечь внимание потребителей к новому для них продукту – так появились постеры, которые рекламировали потрясающий вкус крабового мяса, со знаменитым слоганом «Всем попробовать пора бы как вкусны и нежны крабы».
Интересный факт: Для создания слогана использовали инструменты нейролингвистического программирования. И вот здесь сыграл человеческий фактор – в частности, было задето самолюбие граждан: человек не мог ощутить себя частью советского общества, пока не попробовал на вкус крабовое мясо.
Но маркетинговый ход не сработал – советские граждане мало интересовались ракообразными, и консервы простаивали на прилавках магазинов. Не спасала даже невысокая цена – 4 рубля 70 копеек за баночку (стоимость мяса с костями варьировалась от 3 до 5 рублей).
Тогда было принято решение отправлять крабовые консервы на экспорт, чтобы они не пропадали. И, о чудо! За границей они стали намного популярнее, чем японские. Возможно, дело было в низкой цене, а может, их вкус действительно был лучше.
На волне успеха советские власти совершили, пожалуй, самую большую ошибку – они решили отказаться от японских специалистов, считая, что те требуют слишком высокую оплату за свой труд, и на их место взяли малограмотных советских работников, которые ничего не знали о крабовом промысле и технологии производства. Однако, стоит отдать им должное – именно они стали авторами знаменитого на весь мир названия «CHATKA». Правда, неумышленно.
Изначально крабовые консервы планировали назвать «KAMCHATKA», что вполне логично, учитывая, где добывали основное количество продукта. Однако при печати этикеток для консервов, которые планировали отправить на экспорт, допустили ошибку с размером. В результате наклейка не поместилась полностью на банку, и пришлось перекрывать первые буквы названия. Как результат, от красивого и продуманного «KAMCHATKA» осталась только странная и несвойственная для Советского Союза «CHATKA».
И пока крабовые консервы разлетались в Америке и Европе, как горячие пирожки, советские власти стали замечать, что качество продукции заметно ухудшилось. Впрочем, это было предсказуемо – экономия на рабочей силе редко приводила к хорошим результатам. В 30-х годах на советскую продукцию начали поступать первые жалобы – потребители утверждали, что стали находить в банках панцири, да и качество самого крабового мяса оставляло желать лучшего.
Неудачами Советского Союза на мировом рынке сбыта воспользовались японцы. Они быстро запустили мощную информационную кампанию, где рассказывали, почему их консервы в разы лучше тех, которые предлагает СССР. Маркетинговый ход сработал – американцы, которые на тот момент были главными потребителями крабовых консервов, быстро переметнулись на сторону японцев, и перестали покупать товар у Советского Союза. Более того, они вернули продукцию, купленную ранее, и правительству пришлось срочно придумывать, куда девать консервы, чтобы они не пропали. Ответ был очевиден – на внутренний рынок. И вот здесь настал черед маркетологов.
Для начала они хотели убедить советских граждан в высоком качестве продукции. Рекламщики рассказывали о том, что крабов вылавливают в дальневосточных водах Тихого океана, и, не отправляя на берег, сразу же делают из них консервы на судах-краболовах (так сказать, «не отходя от кассы»).
Следующим шагом стала новость о том, что крабовые консервы можно использовать не только в качестве закуски, но и как ингредиент для салатов, супов, горячих блюд и прочих изысканных кушаний, которые не стыдно подать даже на праздничный стол. А после войны, когда на прилавках магазинов практически не было мяса, маркетологи стали работать с удвоенной силой, ведь крабовые консервы являлись отличной альтернативой недостающему продукту.
Была у советского правительства и скрытая цель – за счет популяризации консервов на внутреннем рынке партия хотела вернуть былое величие и уважение в глазах американцев, чтобы в будущем продолжить экспорт крабового мяса заграницу. В целом, их планы увенчались успехом – в 70-х годах советские граждане стали замечать, что крабовые консервы начали исчезать из ассортимента местных магазинов.
Вскоре они стали дефицитом, поэтому знаменитое крабовое мясо «CHATKA» удалось попробовать не всем. Впрочем, в этом виновато не только восстановление экспорта, но и существенное сокращение количества ракообразных – консервы просто не из чего было делать.
Советские консервы испанского производства.
Интересно, что сейчас легендарные советские консервы, которые когда-то принесли славу СССР, продают не в нашей стране – главным поставщиком считается испанская компания, позиционирующая себя как правопреемник знаменитого бренда. Но с учетом того, что в описании продукта на русском языке на официальном сайте компании содержится много ошибок, в словах испанского поставщика приходится сомневаться.
Кстати, цены на консервы очень далеки от тех, которые когда-то были в Советском Союзе. Понятно, что по 4 рубля их бы уже никто не стал продавать, но цена от 20 до 62 евро (в зависимости от веса и категории крабов) – это уже перебор, согласитесь.
Как все начиналось
В 1905 году Япония и Российская империя заключили Портсмутский мирный договор, согласно которому наша страна уступала восточному народу южную часть Сахалина и все прилегающие воды. То есть, японцы имели практически неограниченные права на добычу рыбы и других водных обитателей в этой зоне. Через 15 лет главной целью Японии стал промысел крабов. Они даже отправили на добычу ракообразного первый плавучий консервный завод (через несколько лет их количество увеличилось в шесть раз).
Если бы советское правительство знало, какую небывалую популярность получит крабовое мясо в европейских и американских городах, они бы никогда не подпустили японцев даже на пушечный выстрел к берегам Сахалина. Впрочем, им следует отдать должное – за несколько лет они наладили добычу крабов и производство консервов, а СССР уже пришла «на все готовое».
Сначала советские власти приняли решение купить у японцев судно и необходимое оборудование для производства крабовых консервов, а потом пошли еще дальше, и стали нанимать жителей Японии для работы на новом флоте. Очень мудрое решение, так как они уже знали все тонкости крабового промысла и могли обучить советских граждан.
Было время, когда крабовые консервы продавались исключительно на внутреннем рынке. Правительство делало все для того, чтобы привлечь внимание потребителей к новому для них продукту – так появились постеры, которые рекламировали потрясающий вкус крабового мяса, со знаменитым слоганом «Всем попробовать пора бы как вкусны и нежны крабы».
Интересный факт: Для создания слогана использовали инструменты нейролингвистического программирования. И вот здесь сыграл человеческий фактор – в частности, было задето самолюбие граждан: человек не мог ощутить себя частью советского общества, пока не попробовал на вкус крабовое мясо.
Но маркетинговый ход не сработал – советские граждане мало интересовались ракообразными, и консервы простаивали на прилавках магазинов. Не спасала даже невысокая цена – 4 рубля 70 копеек за баночку (стоимость мяса с костями варьировалась от 3 до 5 рублей).
Тогда было принято решение отправлять крабовые консервы на экспорт, чтобы они не пропадали. И, о чудо! За границей они стали намного популярнее, чем японские. Возможно, дело было в низкой цене, а может, их вкус действительно был лучше.
Ошиблись, и хорошо
На волне успеха советские власти совершили, пожалуй, самую большую ошибку – они решили отказаться от японских специалистов, считая, что те требуют слишком высокую оплату за свой труд, и на их место взяли малограмотных советских работников, которые ничего не знали о крабовом промысле и технологии производства. Однако, стоит отдать им должное – именно они стали авторами знаменитого на весь мир названия «CHATKA». Правда, неумышленно.
Изначально крабовые консервы планировали назвать «KAMCHATKA», что вполне логично, учитывая, где добывали основное количество продукта. Однако при печати этикеток для консервов, которые планировали отправить на экспорт, допустили ошибку с размером. В результате наклейка не поместилась полностью на банку, и пришлось перекрывать первые буквы названия. Как результат, от красивого и продуманного «KAMCHATKA» осталась только странная и несвойственная для Советского Союза «CHATKA».
Привет, советский человек!
И пока крабовые консервы разлетались в Америке и Европе, как горячие пирожки, советские власти стали замечать, что качество продукции заметно ухудшилось. Впрочем, это было предсказуемо – экономия на рабочей силе редко приводила к хорошим результатам. В 30-х годах на советскую продукцию начали поступать первые жалобы – потребители утверждали, что стали находить в банках панцири, да и качество самого крабового мяса оставляло желать лучшего.
Неудачами Советского Союза на мировом рынке сбыта воспользовались японцы. Они быстро запустили мощную информационную кампанию, где рассказывали, почему их консервы в разы лучше тех, которые предлагает СССР. Маркетинговый ход сработал – американцы, которые на тот момент были главными потребителями крабовых консервов, быстро переметнулись на сторону японцев, и перестали покупать товар у Советского Союза. Более того, они вернули продукцию, купленную ранее, и правительству пришлось срочно придумывать, куда девать консервы, чтобы они не пропали. Ответ был очевиден – на внутренний рынок. И вот здесь настал черед маркетологов.
Для начала они хотели убедить советских граждан в высоком качестве продукции. Рекламщики рассказывали о том, что крабов вылавливают в дальневосточных водах Тихого океана, и, не отправляя на берег, сразу же делают из них консервы на судах-краболовах (так сказать, «не отходя от кассы»).
Следующим шагом стала новость о том, что крабовые консервы можно использовать не только в качестве закуски, но и как ингредиент для салатов, супов, горячих блюд и прочих изысканных кушаний, которые не стыдно подать даже на праздничный стол. А после войны, когда на прилавках магазинов практически не было мяса, маркетологи стали работать с удвоенной силой, ведь крабовые консервы являлись отличной альтернативой недостающему продукту.
Была у советского правительства и скрытая цель – за счет популяризации консервов на внутреннем рынке партия хотела вернуть былое величие и уважение в глазах американцев, чтобы в будущем продолжить экспорт крабового мяса заграницу. В целом, их планы увенчались успехом – в 70-х годах советские граждане стали замечать, что крабовые консервы начали исчезать из ассортимента местных магазинов.
Вскоре они стали дефицитом, поэтому знаменитое крабовое мясо «CHATKA» удалось попробовать не всем. Впрочем, в этом виновато не только восстановление экспорта, но и существенное сокращение количества ракообразных – консервы просто не из чего было делать.
А что теперь?
Советские консервы испанского производства.
Интересно, что сейчас легендарные советские консервы, которые когда-то принесли славу СССР, продают не в нашей стране – главным поставщиком считается испанская компания, позиционирующая себя как правопреемник знаменитого бренда. Но с учетом того, что в описании продукта на русском языке на официальном сайте компании содержится много ошибок, в словах испанского поставщика приходится сомневаться.
Кстати, цены на консервы очень далеки от тех, которые когда-то были в Советском Союзе. Понятно, что по 4 рубля их бы уже никто не стал продавать, но цена от 20 до 62 евро (в зависимости от веса и категории крабов) – это уже перебор, согласитесь.
+4
132
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии