Изображение

О детях Василия Ивановича Чапаева в Советском Союзе говорили нечасто. Канон «чапаевского культа» основывался на романе Фурманова, а в нём семейная жизнь начдива не затрагивалась. Между тем весьма примечательна судьба младшего сына Чапаева, который стал военным лётчиком. Обстоятельства гибели Аркадия Чапаева в 1939 году не менее загадочны, чем смерть его отца в водах Урала.

Трудное детство, «мажорная» юность

Аркадий Чапаев родился 12 августа 1914 года в семье Василия Чапаева и Пелагеи Метлиной, дочери священника из села Балаково. Аркадий был самым младшим ребёнком супружеской пары (в 1910 году Пелагея родила мужу первенца Александра, а в 1912 году – дочь Клавдию). Незадолго до рождения сына Василий Чапаев ушёл на Первую мировую войну, затем воевал на Гражданской. В письмах домой полководец шутя называл ребёнка «таракашкой-Аркашкой».

Пока муж воевал, Пелагея Метлина не ужилась со свёкром и ушла к любовнику, не взяв с собой детей. Чапаев поручил сыновей и дочь заботам сожительницы Пелагеи Камешкерцевой, которую иногда называют второй женой начдива. Пятилетнего Аркадия – «чапаёнка» — отец однажды принял в своей дивизии.
После гибели мужа Пелагея Метлина планировала вернуть детей себе, но умерла от тифа в возрасте 27 лет. Дети комдива остались на попечении Камешкерцевой. Им пришлось стерпеть немало унижений от «мачехи» и её сожителя Живоложинова, который ненавидел Чапаева.

Судьба повернулась лицом к детям после выхода в 1934 году популярнейшего фильма братьев Васильевых. Аркадий стал одним из главных «мажоров» сталинской эпохи – он общался со своим соседом по дому лётчиком Чкаловым, полярником Папаниным, писателем Шолоховым и другими знаменитостями того времени. На VII Всесоюзном съезде депутатов в 1935 году Аркадий Чапаев встречался с самим Иосифом Сталиным и договорился с ним о лечении больной сестры Клавдии. Тогда же сын Чапаева случайно сфотографировался с будущим главой государства Леонидом Брежневым. Аркадия можно было увидеть и на многих других официальных мероприятиях.

Фактически Аркадию Чапаеву платили за пропаганду – он разъезжал по пионерским лагерям, домам культуры и трудовым коллективам, рассказывая о жизни отца, а заодно об идеалах коммунизма. Помогал Аркадию в организации поездок некий товарищ Неймер, а стоимость одного чапаевского доклада, по сведениям журнала «Крокодил», в 1938 году составляла от 300 до 700 рублей.

О личной жизни Аркадия Чапаева известно немногое. В 1972 году в журнале «Советский воин» была опубликована совместная фотография Аркадия с Анной Фурмановой, дочерью писателя. Положение лиц на снимке заставляет предполагать отношения между молодыми людьми. В тексте сообщалось, что Анна Фурманова «была особенно дружна» с сыном Чапаева. Но если между ними и был роман, то недолго. В итоге Аркадий женился на другой девушке – Зое Ивановне, к которой питал самые искренние чувства.

Роковой вылет

Учитывая своеобразную «табель о рангах» 1930-х годов, неудивительно, что сын легендарного Чапая выбрал стезю «сталинского сокола». Любовью к небу Аркадий проникся ещё в школе, когда посещал авиакружок. Сначала Аркадий закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА, затем Энгельсскую военную школу лётчиков. Он служил в 89-й и 90-й эскадрильях, входил в число «стахановцев авиачастей», занимал должность командира звена.

В 1938 году уже опытный лётчик Чапаев стал слушателем Военно-воздушной академии имени Жуковского. После первого курса летом 1939 года старший лейтенант Аркадий Чапаев прибыл на практику во 2-ю авиашколу имени Чкалова в Борисоглебске.

7 июля (по другим данным, 6 июля) сын начдива поднял в воздух истребитель И-16. Ранее Аркадий летал преимущественно на тяжелых бомбардировщиках. Но монопланы И-16 уже неплохо зарекомендовали себя в небе Испании, и начальство Чапаева-младшего спокойно доверило ему самолёт. Как оказалось, зря.

Самолёт Аркадия Чапаева упал в озеро Ильмень (в Воронежской области), глубоко увязнув в донном иле. Когда И-16 вытащили с помощью тросов, свидетели увидели, что кабина сплющилась при ударе о дно – это значило, что истребитель влетел в воду на полной скорости. Тело лётчика пришлось вырезать автогеном.

Есть несколько версий того, что послужило причиной аварии. На состояние Аркадия во время вылета могли повлиять домашние неурядицы с супругой Зоей. По ряду свидетельств, женщина не питала любви к мужу, а замуж за него вышла по заданию  чекистов. Предположительно, Аркадия Чапаева собирались репрессировать как якобы организатора гибели Чкалова.

Когда Аркадий узнал, что жена писала на него доносы, в семье начались скандалы. Ко всему прочему, сама Зоя была очень ревнива. Перед вылетом Аркадий в очередной раз поссорился с женой и уходил, как считали его родственники, «во взвинченном состоянии». Это не означает на 100 процентов, что пилот истребителя покончил жизнь самоубийством. Но у Аркадия могла ухудшиться реакция. Правда, эта версия опровергается аварийным актом, согласно которому перед посадкой в кабину лётчик «был весел».

Согласно «героической» официальной версии, у самолёта И-16 отказал двигатель, и Аркадий направил крылатую машину в озеро, чтобы отвести от населённого пункта. Эта версия отражена на современном могильном памятнике Аркадию Чапаеву. «Сам погиб, а людей спас» — гласит надпись. Возможно, именно за это нарком Ворошилов посмертно присвоил сыну Чапаева звание капитана.

В Борисоглебске рассказывали совсем иную историю. Дескать, из озорства Аркадий решил попугать рыбаков на берегу озера. Перейдя на бреющий полёт, он зацепил крылом самолёта дерево и рухнул в воду.

Поговаривали и о «врагах народа», якобы насыпавших соли в бензобак и убивших сына легендарного героя. Впрочем, расправиться с Аркадием могли и «свои». Правдоподобна мысль о том, что Иосиф Сталин ревновал к славе Чапаева, и слишком много Чапаевых на слуху у населения вождю было не нужно.

«У меня и других потомков Василия Ивановича есть серьезные подозрения, что это была специально подстроенная авиакатастрофа», — сказал в интервью в 2017 году внук начдива Аркадий Александрович Чапаев.

Всё вышеизложенное крайне занимательно, и всё же нет оснований не доверять рассказу однокурсника Чапаева Леонида Горегляда, который стал свидетелем аварии. По его словам, Аркадий успешно отрабатывал фигуры высшего пилотажа, а затем сорвался в штопор с высоты двух с половиной километров. Коллеги кричали Аркадию по радиосвязи, чтобы он выпрыгнул с парашютом, но сын Чапаева даже не начал отвязывать ремни, желая сберечь самолёт. Подвело его то, что выйдя из левого штопора, он тут же попал в правый. Немного по-другому расценивал случившееся командир отряда Александр Подмогильный Он считал, что Аркадий Чапаев потерял сознание при выполнении очередного виража, а значит, уже просто не слышал возгласов: «Прыгай, прыгай!»