Изображение

Во время Корейской войны США под флагами НАТО сражались на стороне Южной Кореи, тогда как СССР поддерживал Северную. Для этого в Пхеньян из Москвы вылетели военные советники и лётчики, управляющие реактивными истребителями МиГ-15. Они доставили массу проблем американским военным, а об одном знаковом бое – вошёл в историю ВВС США как «Чёрный четверг» – в Новом Свете помнят до сих пор. Он произошёл вдоль южного берега реки Ялуцзян.

Взятие «крепостей»

На четверг, 12 апреля, 1951 года американское командование запланировало крупный авианалёт, цель которого – бомбардировка железнодорожного моста через реку Ялуцзян. Американцы справедливо полагали – разрушение объекта оставит северокорейскую армию без снабжения.
Для выполнения боевой задачи в небо поднялось 28 тяжёлых бомбардировщиков B-29 Superfortress (можно перевести как «сверхмощная летающая крепость»). Их сопровождало от 80 до 100 истребителей разной модификации. На перехват им вылетело 48 советских реактивных МиГ-15. Асы СССР не должны были ввязываться в бой с истребителями, а уничтожать бомбардировщики.
Советские пилоты на противника налетели с большой высоты двойками и четвёртками. Неожиданная атака принесла свои плоды. Лётчик-ас Сергей Крамаренко вспоминал, как советские МиГи расстреливали летательные аппараты противника: «У одной отвалилось крыло, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят». Перепуганные американцы выпрыгивали из горящих машин с парашютами, а советские самолёты, даже истратив боезапас, продолжали кружить над противником, демонстрируя своё превосходство. В результате лётчики на уцелевших бомбардировщиках не выдержали такого давления и предпочли вернуться на базу.

10 минут, которые потрясли Америку

Сражение длилось всего 10 минут, за которые ВВС США потеряли 10 «летающих крепостей» и 4 истребителя, а 120 лётчиков попали в корейский плен. Советские ВВС же вышли из боя без потерь.
«Чёрный четверг» заставил Вашингтон пересмотреть тактику потенциальной войны против СССР. Американское командование после разгромного поражения в воздухе решило отказаться от предполагаемого авиационного удара по советской территории.
Если говорить о личных достижениях, то наиболее результативным советским пилотом Корейской войны оказался Николай Сутягин. Он сбил 21 американский самолёт. А Евгений Пепеляев одержал 20 воздушных побед. Уже после завершения конфликта стало известно, что СССР сбил 1097 американских истребителей, потеряв при этом 319 машин. Правда, американская сторона заявляла об уничтожении 900 советских самолётов…