Для человека, как и для любого другого живого существа, совершенно естественно избегать неприятных ощущений, а особенно боли. Так уж все устроено в нашем мире — инстинкт самосохранения неразрывно связан с нашими чувствами. С этой точки зрения, существование мазохистов, наслаждающихся болью, необъяснимо. Какие механизмы заставляют человека искать боль во время секса и почему предпочтения и фетиши истязаемых так разнообразны?
Нужно отметить, что людей, которым нравится боль в качестве прелюдии к сексу или прямо во время самого процесса, не так уж и много. Хотя несколько настораживает имеющаяся статистика. В 2014 году был проведен опрос, в ходе которого исследователям удалось пообщаться на запретные темы с 391 человеком из 29 стран мира.
Удивительно, но половина опрошенных призналась, что хоть раз в жизни участвовала в акте мазохизма, а половина сообщила, что хотя бы раз играла роль садиста. Исследование показало, что среди мазохистов больше женщин, чем мужчин — 69% против 51%, а вот среди садистов лидируют, наоборот, представители сильной половины — 45% против 53%.
Ученые считают, что причина женского пристрастия к мазохизму не в любви дам к боли, а в женской гендерной социализации. То же самое можно смело утверждать и про мужчин, с их садистскими склонностями.
Боль и наслаждение неразрывно связаны, и этот союз заложен на уровне биологии. В качестве примера можно привести бег. Во время пробежки, а особенно после нее, большинство из нас испытывает некоторый дискомфорт и даже реальную боль в мышцах.
Это совершенно нормальное явление, связанное с появлением в мышечной ткани при кислородном голодании молочной кислоты. Она является продуктом распада глюкозы — жизненно необходимого нам вещества. Молочная кислота раздражает рецепторы, которые посредством нервов и спинного мозга передают сигнал боли головному мозгу.
Но мозг представляет собой не только анализатор боли, но и лекарство от нее. Гиппокамп — это небольшой участок головного мозга, напоминающий морского конька. Он вырабатывает «природные наркотики» — эндорфины, которые помогают нейтрализовать болезненные ощущения. Действуя на опиоидные рецепторы в мозге, они блокируют выделение веществ, ответственных за передачу сигналов боли.
Но своеобразная анестезия — это далеко не единственная польза от эндорфинов. Параллельно они воздействуют на участки мозга, отвечающие за страстную любовь. Наши внутренние опиаты очень эффективны, а главное, абсолютно природны.
Интенсивные физические упражнения высвобождают еще одно обезболивающее — анандамид. Его еще называют bliss chemical — благословенное вещество. Оно связано с каннабиоидными рецепторами и вызывает ощущения, схожие с теми, которые человек испытывает употребляя марихуану.
Но совершенно очевидно, что боль может быть разной. Вряд ли уместно сравнивать ощущения, получаемые нами от легких шлепков и те, которые являются следствием ударов палкой. Теория «умеренного мазохизма» утверждает, что чувственные удовольствия человек испытывает от боли, которую мозг распознает как неопасную для жизни и здоровья.
Это как пристрастие к острой еде. Мы испытываем во рту и гортани жжение от специй, но при этом отлично знаем, что это явление не создает для нас опасности. Многие дети не любят острую еду, но с возрастом начинают входить во вкус и, нередко, вырастают любителями «горячих» блюд.
Практикуя БДСМ, человек очень быстро учится отличать «хорошую» боль от «плохой». Удар флоггера, обжигающий кожу — это хорошая боль, контролируемая верхним, а вот случайная судорога ноги во время шибари — это боль плохая и, возможно, сигнализирующая о проблеме.
В 2011 году ученые провели интересное исследование — при помощи МРТ заглянули в мозг мастурбирующей женщины. Оказывается, во время оргазма активизировались 30 зон, причем несколько из них оказались зонами, отвечающими за чувство боли.
Еще одно исследование показало, что онкологические больные, которым блокировали некоторые зоны спинного мозга, чтобы снять нестерпимые хронические боли, теряли способность испытывать оргазм. При этом после возвращения функций нервной системы, с возвращением боли возвращалось и наивысшее чувственное наслаждение. Иногда обезболивание устраняло не только негативные ощущения, но и притупляло удовольствие.
Это ни в коем случае не говорит о том, что без боли нельзя получить полноценного удовлетворения. Эти факты в очередной раз подтверждают, что боль и кайф тесно взаимосвязаны не только на психологическом уровне, но и на вполне материальном физиологическом.
Еще десятилетие назад стремление сочетать боль и сексуальное удовлетворение считалось противоестественным. Садисты и мазохисты признавались извращенцами, психика которых была травмирована в детстве. Подобная точка зрения хорошо просматривается в нашумевшем фильме «50 оттенков серого», главный герой которого — человек со сложной душевной организацией и глубокими душевными травмами.
В Нидерландах как-то решили проверить — соответствует стереотипная точка зрения действительности или нам ее просто навязывали. Для этого психологи попросили заполнить анкеты тысячу мужчин и женщин, сторонников БДСМ и такое же количество консервативных людей обоего пола, у которых и в мыслях никогда не было использовать в постели приемы садо-мазо.
Выяснилось, что любители БДСМ оказались более экстравертными, уверенными в себе и доброжелательными. Также они не были склонны к неврозам. Они доверяли своим партнерам и меньше боялись разрыва отношений, чем обычные люди. Итог — БДСМ группа оказалась более психически благополучной.
Правда, нужно учитывать несколько важных нюансов, которые предпочли не предавать огласке ученые. Во-первых, любители жесткого секса были отобраны на одном специализированном сайте и, по сути, являли собой единое сообщество. А во-вторых — контрольная группа была в среднем моложе и имела невысокий уровень образования.
Во всем мире о мазохизме перестали говорить как о некоем заболевании. Патологией такая практика может признаваться лишь в том случае, когда игры заходят слишком далеко и начинают представлять опасность. Поэтому нужно помнить, что БДСМ держится на трех основных моментах: добровольности, разумности и безопасности.