На максимальной глубине концентрация сероводорода в Чёрном море составляет 9,6 мг на литр воды. Общие запасы растворённого в воде токсичного газа оцениваются в 3,1 млрд тонн. Долгое время считалось, что в год его количество увеличивается на 30-50 млн тонн. Но летом 2022 года в печати появились результаты совместного исследования сотрудников Института океанологии РАН и ИГЕМ РАН. В ходе экспедиции на научно-исследовательском судне «Профессор Водяницкий» они выяснили, что ежегодная «порция» поступающего газа – 5,9 млн тонн.
Это даёт основания для оптимизма. Однако темпы прироста могут увеличиваться за счёт новых процессов гниения. Косяки рыбы в Чёрном море порой гибнут от нехватки кислорода и падают на дно. Если бы это происходило в другом водоёме, трупы поедали бы донные падальщики. Но в Чёрном море такого не происходит.
.
«Первоначальная безжизненность дна Чёрного моря, вызванная смертью лиманных видов, создала условия для непрерывного накопления разлагающихся органических тел», – писал ещё в 1890 году геолог Николай Андрусов в «Известиях Императорского Русского географического общества».
Считается, что сероводородная «подкладка» остаётся примерно на одном уровне уже две с половиной тысячи лет. Но периодически она проявляет признаки активности. Например, в 1927 году во время землетрясения в районе крымского мыса Тарханкут видели необычное явление – огонь на море (правда, его источником мог быть и метан). В 1980-1990-х годах сероводород иногда поднимался до 60-метровой глубины. В 2015-2019 годах, по данным специалистов «Морского гидрофизического института РАН», в районе крымского шельфа также наблюдалось поднятие верхней границы сероводородной зоны. Дальнейшее поднятие, по мнению учёных, способно вызвать экологическую катастрофу.
.
Одни специалисты успокаивают народ тем, что сероводород нейтрализуется кислородом и поглощается серобактериями, окисляющими его до серы. Другие прорабатывают идею откачки ядовитого газа из глубин. Сероводороду нашлось бы применение в народном хозяйстве – как энергоноситель он мог бы заменить природный газ. По подсчётам океанолога Анатолия Рябинина, сероводород Чёрного моря содержит в 300-500 раз больше энергии, чем её выделилось при взрыве водородной бомбы в 1961 году. Кроме того, придонный газ может быть ценным сырьём для химической промышленности. Технологии в XXI веке не стоят на месте, так что, возможно, проект добычи сероводорода когда-нибудь осуществится.