Сейчас кажется ожидаемым и очевидным, когда блестящий сыщик собирает на месте преступления улики, среди которых обязательно будут отпечатки пальцев. Зачастую именно они помогают отыскать преступника. Но, конечно, метод дактилоскопии использовался не всегда. И это дело считается первым.
29 июня 1892 года в городке Некочеа, расположенном на юго-востоке Аргентины в провинции Буэнос-Айрес, двое маленьких детей были обнаружены зверски убитыми в своём доме. Жертвами стали шестилетний Понсиано Карбальо Рохас и его четырёхлетняя сестра Фелиза. Малышам перерезали горло. Их мать, Франческа Рохас, также получила ножевое ранение в шею. Раны были поверхностными, и Франческа выжила после нападения.
Женщина утверждала, что в нападении виновен их сосед Рамон Веласкес, который убил её детей, потому что она отвергла его ухаживания. Позже она изменила свои показания, заявив, что Веласкес пытался отобрать у неё детей по указанию мужа, так как тот собирался уйти от неё. Какой бы ни была правда, Рамон Веласкес был арестован по подозрению в убийстве.
Веласкеса допрашивали в полиции и даже подвергали пыткам, но он категорически отрицал, что убил детей. По одной из версий, Веласкеса заставили провести ночь в камере с телами детей, пытаясь таким страшным образом оказать психологическое воздействие и выбить признание. Однако мужчина утверждал, что он невиновен и придерживался своей версии о том, что в момент убийства он был со своими друзьями. У него даже имелось алиби, которое подтвердило его слова.
Местная полиция обратилась за помощью к полиции столицы провинции, Ла-Платы, и в Некочеа для проведения дальнейшего расследования был направлен инспектор Эдуардо Альварес.
Осмотрев место преступления, Альварес обнаружил кровавый отпечаток пальца на двери в детскую спальню, где произошло нападение и убийство. Он попросил изъять кусок дерева с отпечатком пальца. И также снял отпечатки пальцев Веласкеса и Франчески с помощью чернил на бумаге и отправил их вместе с куском дерева на экспертизу в Ла-Плату.
В то время использование отпечатков пальцев для раскрытия преступлений находилось в зачаточном состоянии.
Вместо этого отпечатки использовались в основном для идентификации личности. В Древнем Китае, примерно в 220 году до н. э., отпечатки пальцев использовались для проверки подлинности государственных документов. Эти документы, обычно состоящие из бамбуковых листков или страниц, сворачивали и перевязывали бечёвкой, запечатывая глиной. На одной стороне печати оттискивалось имя автора, обычно в виде штампа, а на другой — отпечаток пальца. С изобретением бумаги во II веке подписание документов отпечатками пальцев стало обычной практикой в Китае, а затем распространилось и в Индии.
Европейские учёные начали серьёзно изучать отпечатки пальцев с конца XVI века. В 1686 году Марчелло Мальпиги, профессор анатомии Болонского университета, выявил в отпечатках пальцев гребни, спирали и петли. Затем, в 1788 году, немецкий анатом Иоганн Кристоф Андреас Майер стал первым европейцем, который пришёл к выводу, что отпечатки пальцев уникальны для каждого человека.
К 1892 году в полицейском управлении аргентинского города Ла-Плата была создана первая в мире рабочая база данных отпечатков пальцев, созданная антропологом и математиком Хуаном Вучетичем.
Хорват Вучетич работал статистиком в Центральном полицейском управлении Ла-Платы, пока его не назначили главой бюро антропометрической идентификации. Вдохновлённый идеями Фрэнсиса Гальтона, Вучетич начал экспериментировать с отпечатками пальцев в 1891 году. Он начал собирать отпечатки пальцев преступников и разработал собственную систему классификации. Система классификации Вучетича и индивидуализация заключённых с помощью отпечатков пальцев стали первыми практическими применениями науки об отпечатках пальцев сотрудниками правоохранительных органов.
Когда аналитики, обученные Вучетичем, проанализировали образцы отпечатков пальцев, присланные инспектором Эдуардо Альваресом из Ла-Платы, они обнаружили, что отпечаток пальца на дверной коробке совпадает с отпечатком пальца Франчески Рохас. Ознакомившись с этими уликами, Франческа призналась в убийстве двух своих детей и призналась, что сама нанесла себе травмы, пытаясь повысить шансы выйти замуж за своего любовника, который не любил детей. Впоследствии Франческа была признана виновной и приговорена к пожизненному заключению.
Это дело подтвердило веру Вучетича в отпечатки пальцев, и в 1903 году Аргентина стала первой страной, которая стала полагаться исключительно на отпечатки пальцев в качестве метода идентификации. Дело Рохас вдохновило и другие страны на внедрение дактилоскопии в судебную экспертизу, что привело к целому шквалу обвинительных приговоров, которые были бы невозможны без отпечатков пальцев. Один из самых ранних подобных случаев произошёл в 1898 году в округе Джалпайгури в Западной Бенгалии, Индия.
Управляющий чайным садом был обнаружен лежащим на кровати с перерезанным горлом, а из его почтового ящика и сейфа исчезло несколько сотен рупий. Изначально подозрения пали на одного из кули – батраков, работавших в саду, поскольку покойный имел репутацию сурового хозяина. Виновником мог быть его повар, на одежде которого были пятна крови. Подозрение пало и на родственников женщины, с которой у убитого была связь.
Кроме того, под подозрение попала бродячая банда кабульцев, которая недавно расположилась лагерем в окрестностях. В число подозреваемых попал бывший слуга, которого он посадил в тюрьму за кражу. Однако в ходе расследования полиция пришла к выводу, что доказательств для обвинения кули, родственников женщины или кабульцев недостаточно. Бывший слуга был освобождён из тюрьмы за несколько недель до этого, и с тех пор о его появлении в округе ничего не известно. На одежде повара было обнаружено несколько пятен крови, но их объяснили тем, что это был голубь, которого он потрошил для обеда своего хозяина.
В ящике с почтой полицейские обнаружили дневник с двумя очень слабыми коричневыми пятнами на внешней стороне обложки.
При ближайшем рассмотрении с помощью увеличительного стекла выяснилось, что это отпечатки пальцев. Бенгальская полиция вела базу данных отпечатков пальцев всех лиц, осуждённых за определённые преступления, и при сравнении отпечатки на дневнике совпали с отпечатками бывшего слуги. В результате он был арестован и доставлен в Калькутту для суда. Однако его признали виновным только в краже, поскольку для убийства не хватало улик.
Идея использования отпечатков пальцев для задержания преступников со временем нашла отражение и в художественной литературе. В романе Марка Твена «Простофиля Уилсон», опубликованном в 1893 году, разворачивается судебная драма, в которой загадка убийства решается с помощью идентификации отпечатков пальцев. Аналогичным образом, в рассказе «Норвудский строитель», написанном в 1903 году сэром Артуром Конан Дойлом, знаменитый сыщик Шерлок Холмс раскрывает убийство и разоблачает преступника по кровавым отпечаткам пальцев.
Развитие и использование дактилоскопии в качестве инструмента уголовного расследования произвело революцию в правоохранительной практике по всему миру. С самого начала своего существования в качестве метода идентификации и до ключевой роли в раскрытии преступлений, описанных в литературе, дактилоскопия продолжает оставаться краеугольным камнем криминалистики.