Йог, гипнотизирующий курицу, или История одного необычного снимка
Этот снимок уже много лет кочует по соцсетям и форумам как в зарубежном, так и в русскоязычном сегменте интернета. На нем мужчина в костюме страшно выпученными глазами смотрит на курицу, как будто хочет испепелить несчастную птицу взглядом. Обычно это фото, ставшее мемом, снабжают смешными подписями. Ходит в сети и немало версий о том, что же на самом деле происходит на фотографии. Большая их часть вымышлена, но мы сейчас расскажем подлинную историю этого кадра.
Как это ни странно, но на фотографии, ставшей популярной за рубежом и лишь затем появившейся у нас, запечатлен наш соотечественник, живший в первой половине 20 века. Звали его Владимир Гольцшмидт, а перечень его профессий и титулов слишком длинный, чтобы приводить его полностью.
Сам Владимир называл себя «футуристом жизни» и первым советским йогом, но сфера его деятельности была необычайно широкой. Гольцшмидт занимался атлетической гимнастикой, тем, что мы сейчас называем силовым экстримом, писал стихи, прозу, картины, увлекался спиритизмом, нудизмом и множеством других серьезных и не очень вещей.
В Москве этого мужчину знали многие — на улице он возвышался на голову над прохожими и выделялся среди них мускулистой фигурой и… полным пренебрежением к временам года. Одет Гольцшмитдт был всегда легко — в рубашке и пиджаке и не носил шапку даже в крещенские морозы. Пальцы йога унизывали массивные перстни, а на запястьях звенели браслеты с загадочными амулетами. Кроме этого, Владимир часто посыпал голову золотой пудрой, чтобы точно не затеряться в толпе.
«Футурист жизни» водил знакомства с представителями творческой элиты Москвы и Петрограда, в том числе с Маяковским и Есениным. Его собственные стихи были ужасны, но Владимира это ни капли не смущало и он часто декламировал их по поводу и без. Гольцшмидт жил за счет выступлений, которые трудно причислить к какому-то конкретному жанру.
Обычно все начиналось с лекции о здоровом образе жизни, правильном питании, физкультуре и закаливании. Йог и культурист убеждал присутствующих, как полезно обходиться зимой без шапки и шубы, а по утрам натирать тело снегом и обливаться водой. Потом Гольцшмидт читал свои и чужие стихи, нагоняя на всех тоску. Все самое интересное, ради чего собиралась публика, происходило под занавес. На сцену выносили доски, которые здоровяк без труда ломал об голову или разбивал в щепки голыми руками.
Потом «футурист жизни» поднимал тяжести, ломал подковы, гнул пальцами пятаки и демонстрировал прочие силовые трюки. Под настроение Владимир мог побаловать гостей и чем-то совсем уж экстремальным, например, задержать на несколько минут дыхание или проглотить целиком большую печеную картошку.
Невзыскательная публика была в восторге от шоу, а более интеллигентная клеймила Гольцшмидта, обзывая шарлатаном и шутом. Не обходилось и без казусов. Однажды йог так разошелся, что сообщил всем, что больше не нуждается в пище и насыщается исключительно энергией праны. Всего через пару дней «праноеда» застукали в гастрономе за покупкой колбасы и от трепки его спасли только выдающиеся физические данные.
Когда с массовыми выступлениями не складывалось, Гольцшмидт давал концерты желающим на дому. Иногда после этого пропадало столовое серебро и ювелирные украшения, но йога поймать за руку ни разу не удалось. Однажды дошло дело даже до общения со стражами закона и у йога отобрали на время расследования паспорт, но все закончилось благополучно.
В 1918 году Гольцшмидт в очередной раз эпатировал публику, установив напротив Большого театра полуметровый гипсовый памятник самому себе. Свой странный поступок он объяснил очень запутанно, как всегда, в очень плохих стихах:
Себе гранитный ставлю монумент,
Я славлю вольность смелаго скитанства
Не нужен мне признанья документ».
Если вы ничего не поняли — не страшно. Тогда йога, поэта и культуриста не понял никто и его монумент снесли в тот же день. Вскоре Гольцшмидт снова отличился — отправился на прогулку голым, в одних перстнях, в рамках акции «Долой стыд!». Сопровождали его две обнаженные поклонницы. Троицу неадекватов тут же арестовали и выслали из Москвы.
Но «футурист жизни» был не из тех, кто унывает по таким пустякам. Отлученный от столицы йог и шоумен начал гастролировать по России и продвигать свою идею: «Истина одна: жизнь человека на Земле — величайшая радость». Свои лекции йог назвал «Солнечные радости тела». Получив прощение и вернувшись в Москву, он взялся за старое.
В поздний период жизни Владимира Гольцшмидта «кругосветного путешественника и гипнотизера» часто встречал во время его выступлений в городах Средней Азии художник Виктор Уфимцев. По свидетельству того же Уфимцева, Гольцшмидт умер в 1954 году «в старости, болезнях и нищете».
Но вернемся к той самой фотографии с курицей. Гольцшмидт, кроме всего прочего, утверждал, что досконально владеет гипнозом и сам в это верил. На своих выступлениях он продавал открытки и сувенирные фотографии, одной из которых и был «шедевр» с курицей. Где взяли этот раритетный снимок зарубежные интернет-пользователи сказать сложно, но только благодаря им мы можем вспомнить сегодня об этом неординарном, забавном, но в целом неплохом человеке.
- Комментарии