Финский снайпер Симо Хяюхя у себя на родине считается одним из самых результативных стрелков в истории. По разным оценкам, в советско-финской войне 1939-40 годов он совершил от 500 до 700 точных попаданий. Навыки свои он оттачивал на протяжении 10 лет на службе в рядах финской Гражданской гвардии. Правда, существует версия, что история про достижения Хяюхя всего лишь легенда. Но для чего её выдумали?
Официальная версия
Меткость Хяюхя подтверждается участием во многих соревнованиях по стрельбе. На одном турнире финн выбил 93 очка из 100 возможных, стреляя с дистанции 300 метров, на другом – с расстояния 150 метров за минуту поразил все 16 целей. Также он увлекался охотой, что также способствовало совершенствованию навыков снайперы. Таким образом, к началу Зимней войны стрелка можно было записывать в число профессионалов.
Современники Хяюхя отмечают – для первоклассного стрелка каждый день, что продолжался военный конфликт, оказывался результативным. Сам же снайпер оставался невредимым, что позволило ему за короткий промежуток времени стать живой легендой финских вооружённых сил. Ему посвящались статьи в газетах, издавались целые книги, а молодое поколение старалось с него брать пример. Скончался же легендарный боец в возрасте 96 лет – 1 апреля 2002 года.
Но российские историки уверены – данные о результативности легендарного финна сильно преувеличены. Да, цели он поражал, но жертв было в разы меньше.
Из области фантастики
В армейской грамоте, врученной уже после войны Симо Хяюхя, отмечалось – поразил «219 противников огнём из винтовки и примерно такое же количество из пистолета-пулемёта». Правда, примерно в это же время финский пропагандист писал про «259 солдат РККА, убитых из винтовки, и примерно столько же – из пистолета-пулемёта и ручного пулемёта».
Главный специалист научного отдела Российского военно-исторического общества (РВИО) Никита Буранов обращал внимание, что «цифры, которые приписывают Симо, превышают стрелковый батальон Красной Армии». В документах РККА (в их подлинности и точности сомневаться не приходится, так как в армии все потери строго документируются) большое количество убитых зафиксировано не было. Следовательно, финская пропаганда преувеличила результативность снайпера не на 50, не на 100 человек, а в разы.
Вопросы вызывает и неуязвимость стрелка. За всё время он получил только одно ранение – с раздробленной челюстью и пробитой щекой его доставили в госпиталь 6 марта 1940 года. В многочисленных интервью позже боец охотно делился своими «фишками». Так, чтобы пар от дыхания не выдавал его, стрелку приходилось держать во рту снег. Но как-то же дышать Хяюхя должен был? Очевидно, что через нос, а это та же струйка пара, способная выдать человека.
Кроме того, Симо якобы ненавидел оптические прицелы, так как блеск линз может выдать расположение стрелка. С этим Буранов уже не спорит. Данное утверждение похоже на правду, но лишь потому, что у финнов прицелов просто не было. Получается, что недостаток финское командование попыталось сделать преимуществом, в чëм охотно им помогла пропагандистская машина.