Редкие артефакты с «Титаника», хранящиеся на секретном складе
Сумочка из кожи аллигатора и крошечные флаконы духов, которые до сих пор источают сильный аромат, — вот лишь некоторые из драгоценных артефактов, найденных во время крушения самого известного в мире корабля — «Титаника».
Точное местонахождение склада, где они хранятся, держится в строжайшем секрете из-за ценности его содержимого. Можно лишь сказать, что он находится где-то в Атланте, штат Джорджия, США.
Внутри полки заставлены тысячами предметов: от перевернутой ванны и помятого иллюминатора до причудливо вытравленных стеклянных изделий и крошечных пуговиц.
Би-би-си предоставили редкий шанс осмотреть хранилище и узнать истории, стоящие за некоторыми из этих предметов.
Сумка из кожи аллигатора, связанная с трагической историей
«Это очень красивая, модная маленькая сумка», — говорит Томасина Рэй, директор по коллекциям компании RMS Titanic Inc, которая занималась восстановлением этих артефактов. Американская компания владеет правами на спасение корабля и за годы своей работы извлекли из затонувшего судна 5 500 предметов, часть из которых выставлена по всему миру.
Сумка сделана из кожи аллигатора, которая пережила десятилетия в глубинах Северной Атлантики. Хрупкие предметы внутри тоже сохранились и сумели немного рассказать о жизни ее владелицы — пассажирки третьего класса по имени Мэриан Минуэлл.
«Она была 63-летней модисткой, — рассказывает Томасина. — Она ехала в США, чтобы побыть со своей дочерью, которая недавно овдовела».
Среди вещей, хранившихся внутри, была выцветшая фотография, на которой, как полагают, запечатлена мать Мэриан Минуэлл.
Там же лежали документы, которые понадобились бы ей для новой жизни в Америке, в том числе написанное от руки рекомендательное письмо от бывшего хозяина дома в Лондоне. В нем говорится следующее: «Мы всегда считали мисс Меануэлл хорошим арендатором, своевременно вносящим платежи».
Внутри также находилась ее карточка медицинского осмотра, так как все пассажиры третьего класса должны были подтвердить, что они не завозят в США болезни. Но этот подпорченный водой документ раскрывает трагический поворот судьбы.
Мэриан Минуэлл забронировала билет на «Маджестик» — другой корабль компании White Star Line. Но он не отплыл, поэтому в карточке Majestic зачеркнуто, а ее билет показывает, что она была пересажена на «Титаник» и стала одной из 1500 погибших.
«Возможность рассказать ее историю и иметь эти предметы очень важна, — говорит Томасина.
— Иначе она просто еще одно имя в списке».
Парфюм, который до сих пор работает
Предметы, принадлежавшие выжившим, также были извлечены из глубин.
Томасина открывает пластиковый контейнер, и в воздухе разливается тошнотворно-сладкий запах. «Он очень сильный», — признается она.
Внутри находятся крошечные флаконы с духами. Они запечатаны, но их сильный аромат ощущается даже после десятилетий пребывания на морском дне. «На борту находился продавец духов, и у него было более 90 таких маленьких флакончиков, — объясняет Томасина.
Его звали Адольф Заальфельд, и он путешествовал как пассажир первого класса.
Заальфельд был одним из 700 человек, которые выжили. Но поскольку при эвакуации приоритет должен был отдаваться женщинам и детям, некоторые мужчины, которым удалось покинуть корабль, несли на себе груз вины за то, что заняли их место.
«К тому времени, когда мы нашли эти духи, его уже не было в живых, — говорит Томасина. — Но, насколько я понимаю, он жил с чувством вины — вины выжившего».
Образ жизни, наполненный шампанским
В коллекции также есть бутылка шампанского — с напитком внутри и пробкой в верхней части.
«Вероятно, немного воды попало внутрь через пробку, когда она сжималась и выравнивала давление. А потом она просто осела на дно океана», — говорит Томасина.
Когда в 1912 году «Титаник» затонул после столкновения с айсбергом, корабль раскололся на части, и его содержимое высыпалось наружу, образовав огромное поле обломков.
«На дне океана много бутылок, а также много кастрюль и другой кухонной утвари, потому что удар фактически пришелся на одну из кухонь», — говорит Томасина.
На борту были тысячи бутылок шампанского. Владелец лайнера хотел, чтобы пассажиры первого класса ощутили максимальную роскошь в первоклассной обстановке, с лучшими блюдами и напитками.
«Это было похоже на плавучий дворец. «Титаник» должен был стать самым роскошным лайнером, — говорит Томасина. — Поэтому наличие шампанского, тренажерного зала, всех этих удобств и замечательных вещей для пассажиров было очень важно».
Демонстрация заклепок
Титаник» совершал свой первый рейс, направляясь из Саутгемптона в США, когда столкнулся с айсбергом. Корабль был оснащен самыми современными для того времени системами безопасности и, как известно, считался непотопляемым.
Томасина показывает некоторые заклепки корабля — толстые металлические штыри, которые скрепляли толстые стальные пластины. Их было более трех миллионов.
«Когда «Титаник» затонул, существовала теория, что, возможно, они использовали некачественные материалы, и поэтому корабль тонул быстрее», — объясняет Томасина.
Некоторые из этих заклепок были проверены на предмет наличия в них примесей.
«В них была обнаружена высокая концентрация шлака, который представляет собой стеклоподобный материал, делающий их, возможно, немного более хрупкими на холоде, — говорит она. — Если эти заклепки были хрупкими и одна из головок заклепки отскочила легче, то это могло позволить шву раскрыться в месте удара айсберга и увеличить его».
Томасина говорит, что еще многое предстоит узнать о том, как именно затонул корабль: «Мы можем помочь в изучении теорий, так что возможность внести свой вклад в науку и историю — это то, что мы очень рады делать».
Классовое разделение
Жизнь на борту была разной для разных социальных слоев — вплоть до чашек и тарелок, из которых пили и ели пассажиры.
Белая кружка третьего класса — простая и крепкая, с ярко-красным логотипом White Star. Тарелка второго класса украшена голубым цветочным орнаментом и выглядит немного изысканнее. А вот обеденная тарелка первого класса сделана из более деликатного фарфора. Она имеет золотую окантовку, а при свете можно разглядеть замысловатый узор из гирлянд. «Этот узор должен был быть цветным, но, поскольку он был нанесен поверх глазури, его смогла смыть вода, — говорит Томасина.
Богатые пассажиры первого класса получали все самое изысканное, но в третьем классе все было по-другому. «Пассажиры третьего класса, скорее всего, обходились самообслуживанием — и посуда определенно должна была быть гораздо более устойчивой и гораздо более грубой в обращении, чем другой фарфор», — объясняет Томасина.
RMS Titanic Inc — единственная компания, которой по закону разрешено извлекать предметы из затонувшего судна. Это право было предоставлено ей американским судом в 1994 году. Но она обязана делать это на строгих условиях — предметы должны всегда оставаться вместе, чтобы их нельзя было продать по отдельности, и они должны быть должным образом сохранены.
До сих пор все артефакты были собраны среди обломков на дне. Но недавно компания вызвала споры, заявив о своем желании забрать один предмет с самого корабля — радиоаппаратуру Маркони, которая передавала сигналы бедствия «Титаника» в ночь затопления.
Некоторые считают, что затонувший корабль — это место захоронения и его следует оставить в покое.
««Титаник» — это то, что мы хотим уважать, — отвечает на это Томасина. — Мы хотим быть уверены, что сохраняем память, потому что не все могут побывать на «Титанике», а мы хотим иметь возможность донести это до общественности».
На полках этого секретного склада скоро может понадобиться больше места. В ходе последней экспедиции компании были сделаны миллионы снимков затонувшего судна, чтобы создать подробное 3D-сканирование. иПомимо изучения текущего состояния радиорубки Маркони, команда также выявляла объекты в поле обломков, которые они хотели бы извлечь в ходе будущих погружений.
Кто знает, что им удастся найти и какие нерассказанные истории о злополучном «Титанике» и его пассажирах может раскрыть каждый предмет.
- Комментарии