Дом одной ночи – оригинальная древняя традиция и её результаты
Недалеко от деревни Лланисефн в Пемброкшире, на юго-западе Уэльса, стоит небольшой каменный коттедж. Легенда гласит, что он был построен за одну ночь по традиции tŷ unnos, что означает «дом за одну ночь». Согласно этой многовековой традиции, любой, кто мог возвести жилище на общей земле в период между сумерками и рассветом, мог претендовать на землю и дом.
Вариации традиции гласили, что к рассвету в очаге должен быть разожжён огонь, а из трубы должен идти дым. Утверждалось, что скваттер мог также расширить территорию вокруг дома на расстояние, на которое он мог бросить топор от четырех углов дома.
Хотя «tŷ unnos» не имеет под собой никакой юридической силы, в XVII-XIX веках оно было распространено по всему Уэльсу и Великобритании. В этот период многие землевладельцы превратили свои владения в крупные частные фермы, вынудив выселить тех, кто жил и зарабатывал на жизнь на этой земле. Вытесненные на обочину жизни, многие крестьяне взяли на вооружение традицию строить дома под покровом темноты в надежде перехитрить своих жадных хозяев.
Во многих деревнях Британии можно найти дома, которые, согласно местному фольклору, были построены за одну ночь. Изначально дом строился из смеси глины, грязи, дёрна и соломы. Любые другие материалы потребовали бы больше усилий и времени.
Процесс начинался с того, что семья сквоттера и его друзья собирали строительные материалы и приносили их на место, готовые приступить к работе, как только солнце опускалось за горизонт. Работая всю ночь, они возвели бы четыре простые стены и пристроили соломенную крышу. Такие несущественные элементы, как окна, добавлялись позже, но дверь была необходима, чтобы защитить вход. Затем, с рассветом, в очаге разводили огонь, и дым, выходящий из трубы, свидетельствовал о том, что работа завершена. И новый дом построен.
После того как семья подтверждала свои права на землю, дом постепенно перестраивался из более прочных материалов. Поэтому, хотя существует множество коттеджей, построенных в соответствии с традицией tŷ unnos, оригинальных примеров не сохранилось.
Коттедж Пенрхос в Пемброкшире – один из примеров здания в стиле tŷ unnos. Этот двухкомнатный дом служил домом нескольким поколениям семей, а затем был заброшен. В 1970-х годах его выкупили местные власти и превратили в музей. Коттедж в Ллайнфадине, построенный в 1762 году, ещё один пример такого дома. С 1962 года он тоже стал музеем. Последняя известная версия была построена в 1882 году в Флинтшире четырьмя братьями из Ланкашира. Вымышленный рассказ об их приключениях появился в романе Оливера Ониона «Грибной город» в 1914 году.
Традиция строительства дома на одну ночь существует не только в Уэльсе.
Похожие обычаи и фольклор есть в Ирландии, Италии, Франции и Турции. В восточной Франции, например, считалось, что каждый человек имеет право выделить часть земли коммуны для строительства дома в период от заката до рассвета. Младшие члены бедных семей иногда проводили всю зиму, готовя деревянные конструкции для дома вместе с семьёй и друзьями, а затем в прекрасную ночь, когда всё было готово, семья собиралась на пустыре и с большой ловкостью возводила дом, от деревянного порога до соломенной крыши.
Похожая традиция существует и в Турции. В Стамбуле почти половина населения живет в геджеконду – временных жилищах, которые возводятся на скорую руку, обычно в течение одной ночи. В своей книге «Города-тени» автор Роберт Нойвирт подробно рассказывает о том, как эти сквоттеры пользуются юридической лазейкой, согласно которой, если строительство начинается после заката, а сквоттер переезжает в готовый дом до рассвета следующего дня, не привлекая внимания властей, то властям запрещено сносить здание на следующий день. Вместо этого они должны инициировать судебное разбирательство, что повышает вероятность того, что сквоттер сохранит за собой право на проживание.
Происхождение этого удивительно распространённого фольклора трудно отследить. Существует валлийский племенной закон, в котором говорится, что каждый свободный человек при вступлении в брак имел «право на обработку нескольких участков земли», и что при вступлении молодого человека в брак строился тай-уннос. Аналогичным образом в старых норвежских законах говорилось, что каждый мужчина имеет право построить для себя sceter (жилище на возвышенности для летнего использования) и брать землю так далеко, как он может бросить свой нож.
По мнению различных учёных, эта традиция может восходить к древнегерманскому, римскому, османскому или даже индоевропейскому праву. Но в действительности никто точно не знает, откуда взялась эта древняя диверсионная, но эффективная тема.
- Комментарии