Так уж сложилось, что поступок библейского Онана, не желавшего иметь детей от навязанной ему жены умершего брата, сделал мастурбацию порицаемым в веках поступком. Столетиями церковь и государство искореняло самоудовлетворение с энергичностью, достойной лучшего применения, но битву эту проиграло. Почему мастурбация была объявлена злом и как с ней сражались в разные эпохи?
(Осторожно! Взрослый контент)
Ученые считают, что нарушение Онаном правил левиратного брака вовсе не главная причина ненависти к мастурбации. Еще до того как появились библейские тексты, существовали гуморальные теории, согласно которым все биологические жидкости человека, или как ранее говорили — «соки», должны находиться в равновесии, так как в них находилась человеческая энергия.
Как переизбыток, так и расточительное отношение к этим жидкостям, среди который семя занимало по важности второе место после крови, приводило человека к физическим и ментальным недугам. В Европе в это верили до эпохи Возрождения, а Китае верят до сих пор.
Отсюда и демонизация Онана, которого вывели в Пятикнижии как негодяя и даже умертвили. Хотя на самом деле преступление этого персонажа было совсем не в рукоблудии, а в нарушении закона, по которому вдова старшего брата переходит к младшему, с целью зачать ребенка и продолжить род. Но кому это сейчас интересно?
В Средние века ученые уверяли, что пустая растрата мужских и женских жидкостей ведет к упадку сил, слабоумию, падучей (эпилепсии), слепоте и даже черной оспе. При этом на грех онанизма, даже в самый разгар борьбы инквизиции с еретиками и богоотступниками, смотрели как на грех хоть и серьезный, но не слишком опасный.
О таком отношении к вопросу говорят старинные тексты с описаниями способов лечения от мастурбации, а также сохранившиеся приспособления, помогающие зафиксировать человека, не давая ему себя удовлетворить. То есть человека не убивали, как безнадежного злодея, а пытались наставить на путь истинный, правда, весьма своеобразно.
От онанизма лечили не только бандажами, розгами и молитвами, но и микстурами. Редкий лекарь или даже цирюльник в средневековой Европе не предлагал купить «надежные» средства, избавляющие подростков и взрослых от тайного порока. Но эта борьба не выглядела серьезно до 18 столетия, когда началась эпоха «мастурбационной инквизиции», менее жестокой чем настоящая инквизиция, но такой же непримиримой.
Началось все с того, что в 1760 году авторитетный швейцарский врач Самуэль-Андре Тиссо опубликовал внушительный по объему трактат «Онанизм», описывающий кошмары, которые свалятся на голову того, кто осмелиться удовлетворить себя сам. Среди напастей, перечисленных медиком, импотенция, опущение матки, судороги и болезни сердца и мозга. Книга «эксперта»пользовалась спросом почти два столетия и пережила более 60 переизданий.
Далее научные труды, очерки и даже иллюстрированные рассказы о вреде мастурбации начали выпускаться сотнями. Одним из наиболее интересных изданий можно назвать «Книгу без названия», поступившую в продажу в Париже в 1830 году. В ней очень популярно, с цветными иллюстрациями, рассказывалась история 17-летнего молодого человека, который умер мучительной смертью от онанизма.
Почему «Книга без названия»? Все просто — в начале 19 века онанизм считался настолько мерзким пороком, что даже это слово было неприлично помещать на обложку. Герой книги, а точнее — брошюры, был молод, полон сил и любим родителями. Но пристрастившись к рукоблудию, юноша начинает стремительно угасать.
Его пожирает внутренний огонь, аппетит пропадает, в желудке начинаются рези, а некогда ясный взгляд тускнеет и становится отрешенным и безрадостным. По ночам парня мучают кошмары, а ходить он может только на костылях. Заканчивается все тем, что бедолага оказывается прикованным к постели, где и проходят его последние дни, полные мучительных болей и запоздалого раскаяния.
Тело юноши покрывается язвами, а затем у него ртом начинает идти кровь. Лихорадка не оставляет его ни на мгновение и больной непрерывно бредит. В итоге он покидает этот мир, изможденный и несчастный, принимая смерть с радостью, как избавление от ужасных страданий.
Неправда ли, впечатляющая история? Люди в нее охотно верили и тираж за тиражом этой книги просто разлетался по домам заботливых родителей, пытающихся вразумить или предостеречь своих чад. Кроме теории, использовались и более прикладные способы. Заботливые матери шили сыновьям брюки особого покроя, чтобы те не могли дотянуться до источника бед через карманы, а девочкам запрещали езду на велосипеде, вызывающую, по мнению врачей, ненужное возбуждение.
В продажу поступали хитрые устройства, позволяющие зафиксировать ребенка ночью, а самые радикальные борцы с рукоблудием даже предлагали лечить отпетых онанистов кастрацией, разумеется, для их же блага. Мальчики и девочки, которых застали за преступным занятием, объявлялись психически больными и подвергались травле, оставлявшей в их душе след на всю жизнь.
Отношение к мастурбации начало меняться лишь в начале 20 века. Тогда сразу несколько ученых развенчали труд Тиссо и назвали его теорию глупой и вредной. В обществе стало популярно мнение, что онанизм не приводит к болезни и смерти, а опасен лишь в тех случаях, когда им слишком увлекаются или в случаях, когда в процессе травмируются гениталии.
Дальше — больше. Нашлись прогрессивные медики, обнаружившие положительные стороны самоудовлетворения. Мужчинам онанизм рекомендовали как профилактику венерических заболеваний, вместо посещения борделей, а женщинам — как терапию от истерии и депрессий. В продаже даже появились приспособления для мастурбации, ставшие прообразами современных секс-игрушек.
А как развивались события в России? У нас отношение к мастурбации, которую по византийской моде в Средневековье называли по-гречески — «малакия», тоже было крайне негативным. В то время как в Европе цепенели от ужаса, читая трактат Тиссо, у нас верили в то, что пенис онаниста способен превратиться в змею. Греховным считалась не только мастурбация, но и непроизвольные ночные поллюции.
Пойманных за рукоблудием наказывали, но так как преступление это было неопасным для общества и находилось в плоскости отношений человека и бога, карали провинившихся довольно легко. Онанисту назначали 40 или 60 дней строгого поста и определенное число земных поклонов.
Несмотря на все усилия светских властей и церковников, мастурбация, редкая среди богобоязненного крестьянства, процветала в 19 и начале 20 века в городском образованном обществе, особенно в школах и кадетских корпусах. Юноши проявляли завидную изобретательность — в одной из книг того времени описан способ мужского самоудовлетворения при помощи хорошо смазанной колесной гайки от тарантаса.
Удивительно, но в начале 20 века существовали такие «медики» как петербургский доктор Александр Варениус, который не только свято верил в давно отправленные на свалку медицинской истории труды Тиссо, но и сам активно придумывал страшные последствия мастурбации. Врач писал, что онанизм вызывает увеличение пениса, которое необратимо. У онаниста он большой и толстый, а у порядочного человека — маленький и аккуратный. Интересно, что сказали бы в обществе об этом сегодня?
На детский и подростковый онанизм смотрели снисходительно, а вот взрослый признавали патологией. Ничего особенно не изменилось и с приходом советской власти. Единственное, что в СССР просто перестали говорить про мастурбацию популярно, оставив эту тему для обсуждения в научных, педагогических и медицинских кругах.
В начале 1940-х появились первые научные статьи о безвредности подросткового онанизма, но уже в начале 50-х «потепление» закончилось и в научных и педагогических обществах снова начали говорить о едва ли не смертельной опасности рукоблудия. Для запугивания советских граждан появился целый Сектор этико-эстетических проблем полового воспитания, созданный при Академии Педагогических наук СССР.
Входившие в этот «сектор» ученые на полном серьезе разрабатывали методики лечения мастурбации. Наиболее эффективными считалась трудотерапия, активные занятия спортом и… половое воздержание до 30 лет. В пионерских лагерях особо бдительные вожатые заставляли детей спать с руками поверх одеяла, как в середине 18 столетия учил Тиссо. Ничего не менялось до самой Перестройки, когда сильно запоздалая сексуальная революция захлестнула страну и смела все сексуальные запреты и суеверия.