Изображение

Ход многих событий XX века восстановить до конца пока не удаётся. Но «белых пятен» в истории постепенно становится всё же меньше, ведь информация, содержащаяся в архивах, становится достоянием общественности. Так, недавно ФСБ рассекретила архив о применении Японией бактериологического оружия против СССР на Халхин-Голе в конце августа 1939 года.

Чистосердечное признание

В рассекреченном документе приводятся слова военнопленного – старшего унтер-офицера японской армии Хаяси Кадзуо. Он проходил службу казначеем в части «Исии Сиро», которая как раз и вела под Харбином разработку биологического оружия.
«В 1938 годе я был командирован на завод в город Мукден для производства расчётов за изготовление некоторого количества новых снарядов. В то время эти снаряды проходили ещё стадию испытаний. Мною было уплачено заводу за изготовление снарядов 10 тысяч иен. Вместе со мною на завод ездил инженер Ямагучи, который должен был проверить качество изготовленных снарядов и принять их», – признавался Хаяси.

Три попытки

15 января 1947 года Кадзуо, который позже был осуждён Военным трибуналом Приморского военного округа, рассказал – в ночь на 29, 30 и 31 августа 1939 году часть «Исии Сиро» «произвела три опыта по заражению местности с целью поражения войск противника». Выбор японцев падал на территории, на которых могли располагаться части Красной Армии.
О результативности такой деятельности пленный выводы делать не стал, но обратил внимание – вспышки брюшного тифа стали случаться чаще.
В боях на Халхин-Голе сражались советско-монгольские силы и японские войска. Столкновения начались в мае, а уже в конце августа советско-монгольская группировка смогла отбросить японцев. В сентябре же локальный конфликт окончательно завершился победой Москвы.