Изображение

После Октябрьской революции знаменитый художник Илья Репин остался жить в Финляндии. При этом советские власти зазывали его вернуться, но живописец отказался. В результате о Репине, а также его потомках, в СССР старались не упоминать. О том, что стало с внуком мастера критического реализма Дием (Дмитрием) Репиным историкам стало известно только спустя несколько десятилетий. Оказывается, он бесследно сгинул в Советском Союзе в 1935 году.

Дий, а также его брат Гай, появились на свет в семье сына Ильи — Юрия и кухарки Прасковьи. Прославленный художник, собственно, из-за этого и поругался с отпрыском — брак-то был неравным. Однако, несмотря на разногласия, внукам Илья Ефимович всегда был рад.

Дия с детства тянуло к воде. Влечение было настолько сильным, что он не стал развивать творческие задатки, а поступил юнгой на шведский деревянный барк Wanja. Произошло это в 1925 году. На тот момент Дию было 18 лет.

Спустя 20 месяцев Дий прошёл обучение в Навигационной школе Gustav Erikson, что обошлось семье Репиных в 12 тысяч финских марок. На тот период родственники могли себе позволить отдавать довольно внушительные суммы. Но после смерти Ильи Репина материальное положение семьи пошатнулось.

Дий был вынужден браться за любую работу. Как раз в это время в нём проснулось непреодолимое желание окончить Институт пролетарского изобразительного искусства в Ленинграде (бывшую Академию художеств). Но так просто мечте сбыться не было суждено — советские чиновники отклонили его ходатайство о въезде.
Юрий пытался пристроить сына в художественный вуз в Париже, но Дий грезил именно СССР. По одной из версий, у юноши были антисоветские намерения. Существует также предположение, что Дий Репин состоял членом финляндского отделения «Братства Русской Правды» (БРП).

Вскоре парень приступил к осуществлению задуманного. Финско-советский кордон на реке Сестре Дий перешёл 28 февраля 1935 года. При себе у него было минимум вещей: 8 документов, кошелёк-подковка, две расчёски и зеркальце. Но долго разгуливать по территории СССР ему, не пришлось. Дий попал в руки чекистов из Сестрорецкого погранотряда, которые гордо отрапортовали — пойман террорист из БРП. Дия обвинили в том, что он планировал расправиться с Климом Ворошиловым и Иосифом Сталиным.

Голословных обвинений оказалось достаточно, чтобы приговорить Дия к смертной казни. Привели же приговор в исполнение 6 августа 1935 года, но об этом из родных расстрелянного никто так и не узнал. Отец Дия вплоть до своего самоубийства в 1954 году был уверен, что сын жив и в СССР у него всё хорошо.