На краю скалы, возвышающейся над Ла-Маншем, на мысе в полутора километрах к югу от деревеньки Трин, что в Корнуолле, Англия, находится знаменитый камень-качалка. Несмотря на вес в 80 тонн, камень настолько хорошо сбалансирован у основания, что его может раскачивать взад-вперёд даже ребёнок, всего лишь слегка надавливая на него.
Известный как скала Логан – от корнуолльского слова «logging», означающего «качание», – он является одним из нескольких подобных балансирующих камней, найденных в графстве.
Когда-то считалось, что камни-качалки – дело рук человека, связанное с ритуалами друидов и религиозными церемониями. Легенда гласила, что по камню-качалке можно определить виновность или невиновность человека. Считалось, что камень раскачивается при малейшем прикосновении чистых сердцем людей, но выдерживает силу даже великана, если на него воздействует виновный. Как писал Уильям Мейсон в своей драматической поэме «Карактакус», «он покорно движется от легкого прикосновения того, чья грудь чиста; но для предателя, если даже доблесть великана нервирует его руку, он стоит так же прочно, как Сноудон (высочайшая гора Ульса)».
Камень также был описан доктором Уильямом Борласом – корнуолльским антикваром, геологом и натуралистом в 1754 году в его книге «Древности Корнуолла»:
В приходе Сент-Леван находится мыс под названием Замок Трерин. Этот мыс состоит из трёх отдельных групп скал. На западной стороне средней группы, недалеко от вершины, лежит очень большой камень, настолько ровный, что любая рука может сдвинуть его с места; но точки его основания находятся на таком расстоянии друг от друга и так хорошо закреплены близостью к камню, на который он опирается, что невозможно, чтобы какой-либо рычаг или сила, пусть даже механически приложенная, могли вывести его из нынешнего положения.
Несмотря на то, что скала хорошо известна на местном уровне, благодаря действиям одного человека она стала гораздо более известной во всей Великобритании и даже в мире. Этим человеком был лейтенант Хью Голдсмит, племянник поэта Оливера Голдсмита.
В 1824 году Голдсмит прибыл в Корнуолл на шестипушечном катере HMS Nimble и, услышав о легенде о скале Логан, решил проверить теорию о её неподвижности. Ну, или опровергнуть её. Голдсмит взял с собой девять человек и с помощью трёх ручных пик попытался сдвинуть камень со скалы. Когда попытка оказалась безуспешной, люди принялись за работу, раскачивая камень с такой силой, что Голдсмит забеспокоился, как бы валун не рухнул на них. Приказ прекратить работу прозвучал слишком поздно, и камень сорвался и откатился на несколько метров. К счастью, попал не в море, где он мог бы кануть навсегда, а в узкую расщелину.
Как только новость о безрассудстве Голдсмита дошла до жителей города, она вызвала лавину негодования. Скала Логан была популярным туристическим объектом, и многие семьи зарабатывали на жизнь на этой достопримечательности. Местный политик по имени сэр Ричард Вивиан поклялся, что будет «преследовать нарушителя со всей решительностью», а жители оказали давление на британское Адмиралтейство, чтобы лишить лейтенанта Голдсмита звания члена Королевского флота, если он не вернёт валун на прежнее место за свой счёт.
Потрясённый резкой реакцией, которую он вызвал, раскаявшийся Голдсмит пожаловался матери в письме от 24 апреля. Он писал: «Я не знал, что этот камень так боготворят в этом районе, и вы можете представить моё изумление, когда я обнаружил, что весь Пензанс в беспорядке; газеты оболгали меня и выставили хуже, чем убийцей, а подлая ложь в них более чем нечестива».
К счастью, Голдсмит нашёл поддержку у известного инженера и политика Дэвиса Гилберта, который убедил Адмиралтейство предоставить оборудование бесплатно, а также сам пожертвовал 25 фунтов стерлингов на установку камня на место. Расходы на оплату труда и прочие издержки Голдсмит должен был взять на себя, что в итоге составило 130 фунтов стерлингов. Это была внушительная сумма по тем временам, особенно для человека с небольшим достатком.
После нескольких месяцев подготовки работы всё же начались 29 октября 1824 года, и уже днём 2 ноября, на глазах у тысяч зрителей и с помощью более шестидесяти человек, скала Логан была аккуратно поднята обратно на утёс и установлена на прежнее место. Однако было замечено, что камень больше не раскачивается так легко, как раньше. Корнуолльский историк Крейг Уэзерхилл утверждал, что после серии ритмичных ударов по юго-западному углу камень начинал двигаться, после чего движение можно поддерживать усилиями одной руки.
Некоторое время после этого скалу держали на цепях и висячих замках, чтобы предотвратить повторную потерю обожаемой достопримечательности. Но, в конце концов, эти ограничения были сняты, и скала была освобождена от страховки. Отверстия для креплений, с помощью которых огромный камень был возвращён на место, до сих пор видны в окружающих скалах.
Голдсмит вернул долг с процентами незадолго до своей смерти. В 1809 году ему было присвоено звание лейтенанта, но дальше он не пошёл. Он продолжал командовать небольшими судами вплоть до своей смерти в море в 1841 году.