Кулинарные пристрастия Петра I: какие деликатесы предпочитал царь-реформатор
Хорошо известно, что царь Петр I был неприхотлив в еде и не поощрял чревоугодие в своей среде. Известны его слова: «Какую пользу может принести тело Отечеству, когда оно состоит из одного лишь брюха?». Но скромность в петровскую эпоху и в наше время — понятия совершенно разные. Поэтому современного человека кулинарные пристрастия монарха могут удивить.
Традиции допетровских застолий
В допетровской Руси пышные застолья были неотъемлемой частью придворной жизни. Эти традиции, унаследованные от Византии, славились своим размахом. В частности, меню пиров поражало изобилием: «Сахарные коврижки весом в два пуда, запечённый лебедь, утка, голубь и сахарный попугай. Множество марципанов и 40 блюд леденцов» — так выглядел стол на празднике по случаю рождения Петра, устроенном его отцом, царём Алексеем Михайловичем. Интересно, что первый российский император на всю жизнь сохранил страсть к леденцам.
Простая пища царя-реформатора
Что касается основного рациона Петра I, многочисленные исторические источники подробно описывают его питание как в повседневной жизни, так и на пирах. Примечательно, что Петр Алексеевич предпочитал простую еду и не стремился к изысканным блюдам, в отличие от своих предшественников.
Так описывал царские обеды его близкий друг, токарь и механик Андрей Нартов. Свой день Петр начинал вовсе не с чашки кофе, который, кстати, очень любил. Перед завтраком, натощак, царь выпивал чарку водки. Подносили ему ее и перед каждым приемом пищи. А во время еды монарх предпочитал хлебный квас.
Мужицкая еда
Современники Петра I отмечали, что он питался не как царь или аристократ, а скорее как зажиточный деревенский мужик. Его любимым блюдом, в частности, была перловая каша на коровьем молоке, а в пост — на миндальном. Именно благодаря вкусам царя перловой кашей начали кормить солдат. Даже сейчас, спустя столетия, перловка занимает важное место в армейском рационе.
Петр I был большим поклонником черного хлеба, редьку и всех блюд, приготовленных из нее, — от остро-соленых до самых сладких. На его столе всегда были кедровые орехи и миндаль. Что касается фруктов, то царь предпочитал яблоки, груши, апельсины и виноград, которые запивал только водой. Интересно, что ему также нравились арбузы, как свежие, так и соленые. Сначала их привозили издалека, но вскоре по приказу Петра в Петербурге построили теплицы для выращивания бахчевых культур.
Петр поражал своим аппетитом, особенно когда дело касалось фруктов. За один раз, например, он легко съедал до шести фунтов вишни (примерно 3 кг) или четыре фунта инжира (около 2 кг). На его столе часто появлялись борщ, телятина, жаркое из цыплят и дичи, заливное, стерлядь, спаржа, пироги, гурьевская каша, а на десерт царь не отказывался от мороженого.
«Демьянова уха»
Не отказывался государь и от зарубежных деликатесов. Особенно он любил голландский лимбургский сыр. Придворные и послы часто привозили его в качестве подарка, зная о пристрастии царя. О гостеприимстве Петра I ходили легенды, причем не всегда хорошие. Монарх обожал угощать своих гостей и приходил в ярость, когда его «демьянову уху» отвергали.
Во время долгих застолий, которые могли длиться сутками, на царском столе всегда присутствовали уксус, оливковое масло и привозная датская селедка — считавшаяся большим деликатесом. Рыба эта стоила дороже, чем икра паюсных волжских и каспийских осетровых рыб. Но не всем нравились подобные деликатесы, непривычные русскому желудку.
Не терпел отказа: как Петр I наказывал гостей за капризы
Однажды, на очередной пирушке, дворянин Федор Головин отказался от салата, заправленного уксусом. Он не переносил даже запах этой приправы. Царя поведение собутыльника привело в ярость. Он велел заливать Головину уксус в горло, пока тот не образумится. Истязание продолжалось до тех пор, пока у несчастного не пошла горлом кровь.
Без спиртного не обходилось ни одно мероприятие. Историк Елена Майорова описывала царские попойки так:
Царская сервировка
Петр I никогда не отличался светскими манерами. В детстве и юности, например, он предпочитал есть руками, вспоминая о ложке только когда подавали супы. Вилками и ножами он не пользовался. Повзрослев, царь завел себе особый набор столовых приборов: ложку из дерева, украшенную слоновой костью, нож и вилку с зелеными костяными ручками. Этот набор всегда сопровождал его, и за сервировку царского места за столом отвечал его денщик.
В первые годы царствования Петра I для него готовили в простых керамических горшках. На царской кухне использовали русские печи, а позже добавили и голландские. Со временем, однако, Петр решил обустроить кухню по европейским стандартам: появились кастрюли, сковороды, противни и шумовки. В 1724 году начала работать фабрика Гребенщикова, которая поставляла фаянсовую и фарфоровую посуду к царскому двору. Таким образом, деревянные и оловянные столовые приборы заменили на золотые и серебряные.
Император не любил есть в тишине, поэтому в обеденной зале всегда звучала музыка. Петру подавали «музыкальное меню», из которого он лично выбирал мелодии. За столом прислуживали специально отобранные официанты, отличавшиеся ловкостью и высоким ростом. Особое внимание уделяли внешности — предпочитали парней с красивыми чертами лица. Иногда даже эта должность передавалась по наследству.
Между тарелками на столе всегда стояли вазы с живыми цветами. Для Петра их выращивали в оранжереях или закупали у зарубежных торговцев. Выбор цветов зависел от сезона или особых пожеланий императора. Один из современников писал, что жену английского посла поразил царский стол, украшенный сотнями васильков.
Во время пиров действовало важное правило: «Входя молчи и выходя молчи». О нем напоминал барельеф в виде головы льва с яблоком в пасти, установленный над дверями обеденного зала. Это символизировало, что первое и последнее слово за столом всегда оставалось за царем, а все обсуждения и разговоры не должны были выходить за пределы застольной компании.
Можно сказать, что одной из реформ Петра I стала еще и кулинарная. При нем на Руси появились новые блюда, специи, предметы сервировки и застольные традиции. Что касается государей, то кухня Романовых и после Петра продолжала отличаться своей простотой. Это, кстати, несложно заметить по еде, которую предпочитали его потомки.
- Комментарии