Как известно, красота требует жертв. И во все времена модники жертвовали комфортом ради стиля и красоты. Но бывали случаи, когда одежда становилась причиной смерти хозяина. Стоит отметить, что далеко не всегда это были какие-то экстремальные предметы гардероба. Иногда причиной гибели становилась вполне обычные вещи.
В Средние века были популярны всевозможные плюмажи и перья для украшения головных уборов. Но мало кто знает, что существовали строгие правила ношения этих аксессуаров. В 16 веке в Англии за неправильный выбор пера можно было поплатиться жизнью. В королевстве действовал свод законов, подчеркивающих классовые различия. С 13 лет каждый обязан был носить шляпу, украшенную перьями.
Крестьяне, ремесленники и простые горожане могли украшать свои шляпы перьями гуся, рябчика или петуха. А знатные особы имели право использовать перья павлина, страуса, лебедя или фазана. Простолюдин, случайно или умышленно прицепивший к шляпе неположенное ему по статусу перо, рисковал быть обвиненным в самозванстве и повешенным.
Корсеты, плотно утягивающие талию, оставались в моде на протяжении нескольких столетий. Но в Викторианскую эпоху эта тенденция приобрела особенно экстремальные формы. Корсет затягивали настолько туго, что для этого часто требовалась помощь посторонних. Порой усилия были чрезмерными, и модники получали серьезные травмы или даже умирали.
В начале 19 века одна из лондонских модниц, утянувшая талию корсетом до 13 дюймов, скончалась прямо на светском рауте. Оказалось, что ее три ребра пронзили печень. В той же Британии из-за корсета погиб пародист Джозеф Хеннелла, выступавший в женской одежде. Ему затянули корсет так туго, что это привело к разрыву внутренних органов. Актер потерял сознание на сцене и умер той же ночью.
В 17-18 столетиях в Европе были модными объемные парики. Их носили знатные особы, как мужского, так и женского пола. Эти внушительные конструкции изготавливались из натуральных волос и шерсти животных, а для придания им замысловатой формы использовали проволоку и сахарный сироп.
Женские парики были настолько огромными, что модницы часто не могли пройти в дверной проем. Иногда они задевали париками за свечи, и те мгновенно вспыхивали. Освободиться от сложной конструкции, закрепленной шпильками, удавалось не всегда. Газеты того времени пестрели ужасными историями о красавицах, сгоревших заживо из-за своих париков.
На протяжении всего 19 века мужчины носили накрахмаленные жесткие съемные воротнички. Они выглядели безупречно и были удобны в уходе: вместо стирки всей рубашки достаточно было почистить только воротнички и манжеты. Но иногда этот аксессуар становился причиной удушья.
Если джентльмен, злоупотребив алкоголем, засыпал в тугом воротничке, он рисковал задохнуться во сне. Такие трагедии происходили довольно часто. Накрахмаленный воротничок даже в шутку называли «отцеубийцей».
В 1910 году известный дизайнер Поль Пуаре создал юбку нового фасона. Она была настолько узкой внизу, что женщины могли идти только мелкими шагами. Эти юбки шутливо называли «хромыми». Сковывающая движения одежда была не только неудобной, но и опасной.
Дама, передвигающаяся по улице с практически связанными ногами, была невероятно уязвима. Бывали случаи, когда женщины падали на ступеньках и даже с мостов, получая несовместимые с жизнью травмы. Иногда модницы попадали под экипаж или автомобиль, не имея возможности увернуться от опасности. К счастью, мода на эти юбки была скоротечной и уже в 1913 году от них отказались.
Женщина, вынужденная передвигаться с почти связанными ногами, была крайне уязвима. Случалось, что модницы падали с лестниц или мостов, получая смертельные травмы. Иногда они попадали под экипажи или автомобили, не успевая увернуться от опасности. К счастью, мода на такие юбки быстро прошла, и уже в 1913 году их перестали носить.
В 16 столетии в Европе бледность считалась одним из важных признаков аристократизма. Знатные дамы и кавалеры всеми силами избегали загара и щедро покрывали лица белилами. Лучшие из них изготавливались на основе токсичного свинца и были особенно популярны при дворе королевы Елизаветы I. Знать буквально соревновалась, нанося все более толстый слой белил.
Итальянский писатель Джованни Ломаццо писал по этому поводу так:
Сухая кожа и седые волосы были далеко не самыми страшными последствиями такого макияжа. Свинец проникал в организм через кожу, накапливался и вызывал тяжелые поражения нервной системы, печени и почек. Иногда это приводило к смерти в течение нескольких лет.
Герой «Алисы в Стране чудес» Безумный шляпник — не просто вымысел Льюиса Кэрролла. Выражение «безумный шляпник» появилось за 30 лет до написания сказки. В 17-19 веках шляпы изготавливали из фетра, для производства которого использовали ртуть.
Постоянный контакт с этим токсичным металлом приводил к так называемой «болезни безумного шляпника». Ее симптомы включали дрожь в конечностях, патологическую застенчивость и раздражительность. В тяжелых случаях шляпники теряли рассудок. Продолжительность их жизни была короткой.