Ла-Катедраль: персональная тюрьма Пабло Эскобара
К 1991 году Пабло Эскобар прошёл удивительный путь, начав с угонщика машин, мелкого торговца и похитителя людей, а в итоге получив титул короля преступного мира.
Однако это превращение далось ему дорогой ценой. За десять лет у Эскобара появилось неисчислимое количество противников, включая конкурирующие наркокартели и правительства разных государств. Их совместные усилия постепенно разрушали жизнь и империю Пабло. Его борьба с картелем Кали стоила жизни более чем 300 его соратникам и членам семьи.
Кроме того, на глазах Эскобара в Соединённые Штаты были экстрадированы такие наркобароны, как Карлос Лехдер, а другие, например братья Очоа, сдались и попали в тюрьму. Гонсало Родригес Гача, другой колумбийский наркобарон, и его сын погибли в перестрелках с полицией. Последней каплей стало то, что его дочь Мануэла была ранена при взрыве в его резиденции.
Эскобар хотел сдаться, но опасался, что колумбийское правительство выдаст его Соединённым Штатам — единственное, чего он дико боялся. «Лучше могила в Колумбии, чем камера в США», — говорил он.
Эскобар вступил в переговоры с властями и спустя полгода согласился сесть в тюрьму. Но не в простую, а построенную по его собственному заказу и в выбранном им месте. У него будет своя личная охрана, главной обязанностью которой будет не предотвращение побега, а защита от врагов. Были выдвинуты и прочие условия, в том числе отстранение от власти генерала Мигеля Мазы, одного из самых ярых противников Эскобара. Ещё одним требованием было запретить колумбийской национальной полиции приближаться к тюрьме в радиусе 20 километров.
В обмен на эти условия правительство обязалось не выдавать Эскобара Штатам. Пусть ненастоящее тюремное заключение Эскобара и было неудобным для страны, но оно помогло бы правительству избавиться от вечной глобальной проблемы. Кроме того, это соглашение положило конец тратам, вложенным в бесконечную погоню за лидером картеля.
Прежде чем Эскобар официально сдался, он начал строительство своей тюрьмы на холмах, возвышающихся над городом Медельин. Благодаря высокому расположению Эскобару открывался вид на город с высоты птичьего полёта, которым он фактически владел и управлял более 15 лет. Эскобар также оценил крутой рельеф местности.
Эскобар сдался властям 19 июня 1991 года. Его сразу перевезли на вертолёте в только что построенную «тюрьму». Комплекс был назван «Ла Катедраль», или «Собор», из-за его эстетики, роскоши и комфорта.
Некоторые называли его «Клуб Медельин» или «Отель Эскобар». В Ла-Катедраль находилось футбольное поле и несколько зданий, в том числе шлакоблочный дом для начальника тюрьмы, семь сторожевых башен и большое здание для заключённых, расположенное выше по склону. У Эскобара был собственный номер с вращающейся кроватью, ванная комната с джакузи, танцпол, бар, спортзал, бильярдная и даже кукольный домик, с которым его дочь могла играть, когда приходила к нему в гости.
У него имелись сотовые телефоны, радиопередатчики и факс, позволявшие ему спокойно вести бизнес, который на пике приносил его картелю 60 миллионов долларов в день и контролировал до 80% кокаина, поставляемого в Штаты. Кроме того, у Пабло имелся мощный телескоп, который позволял ему смотреть вниз на город Медельин. Эскобар болтал по мобильному телефону со своей дочерью и одновременно видел её через телескоп. Весь комплекс был окружён забором и электрифицированной колючей проволокой.
Во время заключения наркобарона к Эскобару каждую неделю приходили самые разные люди. Среди них были друзья, партнёры по бизнесу, ведущие политики, королевы красоты и элитные проститутки. Вечеринки были обычным делом. На свой 42-й день рождения король нанял лучших поваров Медельина и устроил пышный банкет. Он даже устроил бракосочетание в своей тюрьме.
Эскобар регулярно приглашал в тюрьму футболистов на игру. Перед началом отборочного турнира чемпионата мира 1994 года все двадцать два игрока сборной Колумбии посетили Ла-Катедраль и приняли участие в товарищеском матче с одним из самых известных футбольных клубов мира. Тюремные охранники подавали напитки в сторонке, а позже выступили в роли официантов в баре.
Эскобар мог делать всё, что ему заблагорассудится, но когда он приказал пытать и убить четырёх своих лейтенантов во время спора о деньгах, правительство решило, что дело зашло слишком далеко, и приняло решение перевести Эскобара уже в настоящую тюрьму.
22 июля 1992 года, через год и месяц после того, как Эскобар переехал в свою тюрьму, заместитель министра юстиции Эдуардо Мендоса отправился на встречу с заключённым, чтобы сообщить боссу картеля о произошедших изменениях. Эскобар был в ярости и пригрозил убить Мендосу. Когда новость о том, что Мендоса стал заложником, дошла до властей, Колумбийская национальная армия окружила тюрьму, и между солдатами и охранниками Эскобара завязалась перестрелка. В неразберихе Эскобару удалось сбежать через запасной выход, который он проложил в тюрьме во время её строительства.
Колумбийское правительство начало масштабную охоту за преступником. Несмотря на тысячи солдат и полицейских, прочесывающих улицы Медельина, Эскобару удавалось скрываться от правосудия в течение семнадцати месяцев, вплоть до 2 декабря 1993 года, когда власти настигли его. Наркобарон был застрелен при попытке к бегству.
Ла-Катедраль оставалась заброшенной в течение многих лет. Охотники за металлоломом очистили его от всего ценного, включая ванны, трубы, черепицу и материалы для крыши. Во время своего пребывания в Ла-Катедраль Эскобар проносил в тюрьму наличные деньги в бидонах из-под молока. Ходили слухи, что в комплексе до сих пор зарыты бидоны с миллионами долларов, что привлекло искателей сокровищ, которые перевернули всё вверх дном в надежде найти остатки состояния Эскобара. По сообщениям, ничего не было найдено.
В 2007 году правительство Колумбии предоставило участок площадью 28 000 кв. м братству монахов-бенедиктинцев, которые превратили его в «центр религиозного и культурного туризма», где теперь есть часовня, библиотека, кафетерий, гостевой дом для религиозных паломников, мастерские, экологическая тропа и мемориал, посвящённый жертвам картеля.
В кампусе также есть приют для пожилых людей, которые не могут позволить себе долгосрочный уход в городе.
Гигантская фреска с изображением Эскобара за решёткой висит на оригинальной бетонной стене, поддерживающей одно из новых зданий для пожилых людей. Под ней написано: «Те, кто не знает своей истории, обречены на её повторение».
- Комментарии