В самом сердце древних Афин стоит мраморная вотивная стела с изображением Бендис, почитаемой фракийской Великой богини-матери, как свидетельство ушедшей эпохи. Датируемый 400-375 гг. до н. э., этот артефакт, обнаруженный в Пирее и хранящийся сейчас в Британском музее, позволяет заглянуть в загадочный мир Бендис и ее поклонников.
Бендида, Бендис или Вензис — эти имена созвучны сущности фракийской Великой Богини-Матери. Уходящее корнями в протоиндоевропейский корень *bʰendʰ-, означающий «связывать, объединять, сочетать», значение Бендис выходит за рамки времени и границ. Отголоски ее присутствия до сих пор можно услышать в таких балканских словах, как «vezba» — вышивка, «venchavam» и «bendisvam» — объединение двух душ в браке.
Около 430 года до н. э. поклонение Бендис проникло в сердце Аттики. Руководствуясь указом додонского оракула, предписывающим афинянам выделить землю под святилище или храм, жители фракийских иммигрантов ввели ее культ. Хотя фракийские и афинские процессии сохраняли свою самобытность, притягательность культа Бендиса росла в геометрической прогрессии. К эпохе Платона (ок. 429-413 гг. до н. э.) праздник Бендидеи стал неотъемлемой частью афинской церемониальной жизни.
Ночные факельные гонки на лошадях освещали город, как это было увековечено в «Республике» Платона. Обмен факелами среди грохота копыт символизировал единство и праздник. Как описывал Полемарх, ночной праздник был зрелищем, достойным внимания, — слияние благоговения и веселья в честь почитаемой богини.
Афиняне, известные своей открытостью к чужим обычаям, оказывали гостеприимство различным обрядам и верованиям. Слова Страбона в «Географии» доносятся до нас из глубины веков, подчеркивая, что Афины приняли фракийские и фригийские ритуалы.
В итоге Бендис предстает перед нами как фигура, окутанная тайной, но горячо принятая древними Афинами. Ее наследие продолжает жить благодаря артефактам, надписям и отголоскам в современном языке, свидетельствуя о непреходящей притягательности этой загадочной фракийской богини.