В столице Советского Союза было много из того, чего не было в других регионах, ведь многие передовые концепции «обкатывались» именно на просторах Москвы. Таковым оказался и один из необычных вариантов общественного транспорта — вертолётное такси. И хотя тогда задумка не прижилась, её могли бы внедрить сейчас, что не так сложно при уровне научно-технического прогресса, однако как раз в современных реалиях это уже невозможно.
Эта история началась в 1960 году, когда в Москве решили разнообразить услугу общественного транспорта. Причём сделали это довольно неожиданным образом — задумали перевозить жителей и гостей столицы по воздуху. Специально для этого в здании бывшего Центрального аэродрома им. Фрунзе открыли аэровокзал, откуда и взлетало так называемое вертолётное такси — летал он до двух других аэропортов, Внуково и Шереметьево.
Интересно, что такую необычную услугу внедрили в советской Москве ещё в те времена, когда пробки были, скорее, нерядовым явлением, чем повседневностью, как сегодня. Однако на первых порах этот тип транспорта москвичей заинтересовал, ведь многие решили попробовать — какого это летать по воздуху в пределах одного города. Впрочем, у советского вертолётного такси были и реальные преимущества, помимо новизны.
Прежде всего, перемещение с помощью авиации из Москвы до аэропортов было намного быстрее, чем на колёсах. Так, по информации редакции перелёт до Внуково занимал менее получаса. Однако было и ещё одно неоспоримое преимущество — использовать в качестве такси вертолёт Ми-4П или Ми-8П оказалось в разы дешевле, чем на обычном автомобиле: если в случае последнего путь из столицы к аэропорту стоит в среднем пять рублей, то по воздуху можно было добраться всего за полтора, ещё и за багаж весом меньше 20 кг не нужно было доплачивать.
Однако именно эта дешевизна во многом и погубила столь передовой для советской Москвы брежневской эпохи проект. Обслуживание и эксплуатация вертолётов была вещью совсем не дешёвой, а вот с перевозок не имели практически ничего. Кроме того, попытка расширить перечень услуг — например, устраивать бракосочетания в воздухе или перевозить туристов — не привела к увеличению рентабельности. Поэтому в 1971 году воздушное такси закрыли как убыточное. Впрочем, была и ещё одна причина, которая могла бы погубить вертолётное такси, даже если бы оно было прибыльным.
А дело всё в том, что как раз в тот период в столице СССР стали строить всё больше высотных зданий. И именно это не даёт возродить старую советскую идею сегодня — в Москве слишком много небоскрёбов, поэтому в принципе вертолёты над ней если и летают, то только в экстренных случаях, от МЧС либо МВД. С другой стороны, небезопасными в этом случае считаются именно полёты на традиционных типах авиации, а вот если внедрить компактное воздушное такси, которое уже много лет разрабатывают в разных уголках мира, то это вполне может стать реинкарнацией старой задумки 60-летней давности.