Уильям Гудолл – сингапурский Робинзон Крузо
Причины стать отшельником у людей чаще вынужденные. Но этот человек – редкое исключение. И свой выбор он сделал добровольно.
Между материковой частью Сингапура и Малайским полуостровом, в Джохорском проливе, находится небольшой остров Пулау Саримбун. Остров расположен в зоне боевых стрельб сингапурских ВВС и закрыт для посетителей. Но ещё в начале 1900-х годов он был популярным местом для пикников и почти десять лет служил домом для англичанина по имени Уильям Артур Бейтс Гудолл.
Уильям Гудолл родился в Экклсе, Манчестер, в 1880 году. После окончания средней школы Гудолл поступил рядовым в Манчестерский полк британской армии и участвовал во Второй англо-бурской войне. За свои подвиги он был награждён медалью короля и королевы Южной Африки. После войны Гудолл оставил военную службу и занялся гражданской карьерой. Он провёл некоторое время на Суматре, где пробовал свои силы в добыче олова и выращивании чая. Затем устроился на работу в Департамент водоснабжения Сингапура, где помогал в строительстве водохранилищ Пирс, Гунонг-Пулай и Понтиан.
Гудолл открыл для себя Пулау Саримбун в начале 1920-х годов, когда он и несколько его друзей отправились в экспедицию и высадились на острове. Остров показался им восхитительным, и они решили, что это «идеальное место для купания и пикников». В центре возвышается холм, с которого открывался прекрасный вид на море и остров Сингапур с его холмистой землёй и каучуковыми, кокосовыми и ананасовыми плантациями. На другой стороне находился город Джохор-Бахру с бунгало на окраине и деревенькой у самой воды.
Группа собрала деньги, построила небольшую хижину на холме и использовала её для отдыха.
Но с годами Гудолл стал проводить на острове всё больше и больше времени. Когда в 1932 году закончились контракты на строительство Сингапурских водохранилищ, он решил поселиться там на постоянной основе. Гудолл чувствовал себя как затворник:
Быть Робинзоном Крузо — это восхитительно спокойное существование для тех, кто не привязан к фотографиям, клубу, бару отеля или компании друзей и знакомых, и для тех, кто любит природу.
Жить на острове в одиночку было трудно, а работа изматывала. Катер и два швертбота требовали постоянного внимания. Швартовый буй нужно было менять каждые шесть недель. Мусор нужно было сжигать или выбрасывать в море, а воду дважды в день качать в водонапорную башню. Фруктовые деревья следовало опрыскивать и обрабатывать. Подлесок нужно было вырубать, а дом постоянно нуждался в мелком ремонте. В конце концов, он устал и нанял двух китайцев, которые помогали ему в бытовых и бумажных делах, а также яванского лодочника.
Уникальный образ жизни Гудолла заинтересовал британского журналиста, и в 1937 году в газете London Evening News появилась статья с небольшими приукрашиваниями:
Если вам доведётся пройти мимо острова Пулау Серимбун на закате — что маловероятно, поскольку это место находится вдали от проторённых путей, — над волнами будут плыть ноты бурского горна, а «Юнион Джек» будет медленно развеваться над землёй. Возможно, вам посчастливится наблюдать, как мистер У.А.Б. Гудолл отдаёт честь во время этого вечернего ритуала, ведь остров — его личное королевство… Здесь он надеется мирно дожить до конца, управляя четырьмя своими подданными, которые также являются его друзьями — китайцем, получившим образование в Кембридже, двумя китайскими слугами и малайским лодочником.
Хотя Гудоллу было приятно такое внимание, он отрицал, что ритуал поднятия флага был ежедневным.
Кроме того, слуга-китаец с «кембриджским образованием» на самом деле был сингапурским студентом, получившим кембриджский сертификат на местном экзамене. Он помогал Гудоллу с бумажной волокитой.
История Гудолла распространилась как лесной пожар, и он получил множество писем от поклонников из разных стран.
Несмотря на неточности, Гудолл все же признал определённую степень юрисдикции:
Пресса окрестила меня лэрдом Серимбуна, и поскольку я единственный авторитет на острове, а штат сотрудников состоит из двух китайцев и одного яванца, полагаю, титул вполне подходящий.
Несмотря на географическую изоляцию, Уильям Гудолл активно участвовал в общественной жизни Сингапура. Он вёл регулярную переписку с газетой Straits Times, обсуждая вопросы, касающиеся естественной истории Серимбуна. Однажды он приобрёл Kapal Hantu, малайский «корабль-призрак», который передал в дар Музею Раффлза. Манчестерский полк продолжал дислоцироваться в Сингапуре, и Гудолл всегда был заметной фигурой в ежегодных памятных мероприятиях. Он проявлял удивительные способности к рассказам и часто ездил в Сингапур, чтобы выступить по радио, делясь увлекательными историями о своей жизни на острове.
Уильям Артур Бейтс Гудолл умер в 1941 году. В 1970-х годах остров Пулау Саримбун стал частью зоны боевых стрельб сингапурских ВВС и был закрыт для посещения.
- Комментарии