Зачем кроманьонец бегал за оленьими клыками за двести километров от родной пещеры? Для чего австралопитек волок гальку, похожую на лицо, за тридцать два километра? Зачем паукам знать правила оформления подарков? А также когда было создано самое первое романтическое послание, и причем тут стрела Амура? Рассказываем, как мужики каменного века проявляли свои романтические чувства, и чему нас это может научить.
«Романтика, прощай навек, с резною костью ты ушла, сказал пещерный человек и бьет теперь кремнем стрела…», — писал Редьярд Киплинг в стихотворении «Королева». Стереотипно представляется, что проявления романтических чувств скорее свойственно куртуазным рыцарям позднего Средневековья или мушкетерам Нового времени. Вот там, да — балы, лакеи, юнкера… и прочие атрибуты романтических любовных отношений. Ну а в каменном веке все сурово и реалистично — дубиной по голове и в пещеру. На самом деле, это отнюдь не так, и современные исследователи находят признаки романтических чувств не только у наших лохматых предков, но даже у животных.
Подарки, творчество ради любимых и даже любовные послания — все это однозначно может обозначать, что корни наших романтических привычек гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. И в дремучем каменном веке влюбившийся кроманьонец вполне мог совершить ради руки и сердца своей пещерной красотки немалый путь за подарком, растопившим ее каменное сердце.
Украшение из клыков оленя: подарки
В следующий раз, когда будете метаться за подарками на День Святого Валентина, успокаивайте себя тем, что вас к этому подталкивает опыт тысяч поколений предков, задабривавших своих избранниц.
Даже наши двоюродные братья-шимпанзе ходят в воровские рейды на человеческие сады, рискуя быть убитыми, ради того, чтобы принести любимой что-то не только вкусное (точно такие же фрукты есть и в обычном лесу), но и эксклюзивное.
Видимо, это поведение было свойственно еще нашим совсем древним предкам, едва встававшим на две ноги. Более того, согласно теории американского антрополога Оуэна Лавджоя, даже прямохождение было освоено австралопитеками не только чтобы отгонять саблезубых тигров, но и чтобы в освободившихся руках таскать вкусности любимым.
Да что там австралопитеки! Доктор биологических наук Александр Марков в лекции «Эволюция разума у животных. Откуда у них политика, взятки, дружба, свидания?» рассказывает о некоем виде пауков, которые соблазняют подруг подарками в виде мух. Еще забавнее то, что восьмилапая красотка не примет подарок, если он не будет красиво завернут в паутину. Так что даже пауки знают, что важен не только подарок, но и праздничная упаковка.
Впрочем, среди этих же пауков есть несознательные личности, которым лень ловить муху, а отношений таки хочется. И тогда они запаковывают простую соринку и, пока красотка распаковывает ее, быстренько делают свои паучьи дела. Решительно осуждаем подобных мошенников!
Но что-то мы излишне углубились в мир животных. А как же наши непосредственные предки-кроманьонцы? Были и среди них романтики.
Как рассказывает антрополог Станислав Дробышевский в лекции «Мужчина всегда главный? Матриархата никогда не было?», на юго-западе Франции на стоянке Сен-Жермен-ла-Ривьер было найдено захоронение молодой женщины с неким украшением из раковин моллюсков и оленьих клыков, сделанное около 16 тысяч лет назад.
И все бы ничего, но ближайшие благородные олени водились тогда чуть ли не за двести километров от этого места. Да и жители стоянки питались сайгаками и бизонами, но никак не оленями.
Получается, кто-то мотался за двести километров, чтобы вырывать клыки у оленей (а их в украшении шестьдесят пять) или выменивать их у местных охотников, рискуя получить копьем в бок, только чтобы у его дамы сердца появилось такое эксклюзивное украшение. Настоящий романтик!
Но, конечно, лучший подарок — это подарок, сделанный своими руками. А если он еще и изображает любимую во всей красе, то это просто праздник какой-то.
«Палеолитические Венеры»: как сделать себе подругу из камня
Творческая жилка всегда была свойственна нашему виду. Как рассказывает Станислав Дробышевский в лекции «Эволюция красоты», еще австралопитек в Южной Африке три миллиона лет назад, найдя в ручье кусок плоской гальки, похожий на лицо, волок его до места постоянной стоянки аж тридцать два километра. Правда, тут непонятно, дарил ли он его кому-то, да и на творчество это похоже мало.
А вот 300-500 тысяч лет назад на территории нынешнего Марокко уже процветало искусство. Найден камень, изначально похожий на человека, несущий следы последующей обработки, хоть и небольшой. Но тут сложно сказать, чья это фигура, в отличие от фигурки, найденной в Израиле, в Берехат-Рам. Вот тут, как утверждает доктор биологический наук Евгений Панов в статье «Зарождение творчества: знаки на камне», каменная фигурка была уже точно доработана, чтобы походить на женщину — все признаки налицо.
Следы на ней дают понять, что ее носили на веревочке. И это даже не кроманьонцы (датировка — 250-280 тысяч лет назад), это скорее человек гейдельбергский, о представителях которого у нас, кстати, уже есть отдельная статья. Конечно, ученые по-разному трактуют эту статуэтку — и как символ плодородия, и как тотем, но Евгений Панов считает, что это просто творчество наших предков, захотевших изобразить женщину во всей ее природной красе.
Через пару сотен тысяч лет уже наш вид развернулся по полной. Самая древняя несомненная «палеолитическая Венера» — это фигурка женщины из пещеры Холе-Фельс в Германии возрастом 40 тысяч лет.
Сделана она из мамонтовой кости, причем художник изобразил то, что его интересовало больше всего, то есть пышные бедра и грудь при совсем не тонкой талии. А вот насчет головы заморачиваться не стал — просто сделал петельку для продевания веревочки. Так что если это не тотем плодородия, то, возможно, что-то вроде бытовавших еще в XIX веке носимых на груди подвесок с портретами любимых.
Самое забавное, как утверждает Александр Марков в статье «В Германии найдена самая древняя в мире скульптура», в отличии от последующих «Венер» у этой очень мощные и широкие плечи. Так что, возможно, кроманьонец-романтик влюбился в одну из последних неандерталок тех мест (чьи плечи были шире современных мужских) и именно от них в нашем геноме 2,5 процента неандертальской примеси.
Конечно, можно подумать, что все эти «Венеры» — просто богини плодородия, или еще какие-то символы культа, но Станислав Дробышевский рассказывает, что если у статуэток есть лицо, то черты всегда максимально индивидуальные, что говорит о том, что их делали с конкретных женщин, а не с некоего абстрактного образа. Так что даже если это и богиня плодородия, то выглядела она как Люся из соседней пещеры.
Евгений Панов в вышеназванной статье приводит статистику по находкам каменного века Евразии, по которой мы видим, что мужчин изображали лишь в пяти процентах случаев, а женщин — в пятидесяти двух. В остальных случаях скульпторы и художники лепили непонятных человекоподобных существ. То есть, как мы понимаем из этих данных, первобытных творцов интересовала либо фантастика, либо женщины. Видимо, с тех времен практически ничего не изменилось.
Но если данный вид творчества привязать к романтике можно лишь включив фантазию, то вот любовные послания — совсем другое дело.
Валентинки каменного века
Как рассказывает Станислав в уже упомянутой лекции, знак сердца довольно поздно стал символом влюбленности. У всех народов каменного века знаком привязанности в таких посланиях скорее служила веревочка, соединявшая влюбленных. Причем часто даже не их самих, а их тотемы. Известно это из этнографических исследований народов, находившихся на близком к каменному веку уровне развития.
Но есть и примеры романтических посланий прямиком из глубины времен. Во французской пещере Истуриц было найдено ребро бизона возрастом двадцать тысяч лет. На нем изображено самое древнее любовное послание из нам известных. На одной стороне вырезан бизон с нарисованным на нем знаком гарпуна, крадущийся за самкой бизона. Можно было бы трактовать это как символ охоты, но на другой стороне изображен мужичок, ползущий за красоткой, на бедре которой такой же гарпун. Так что это не только самый древний пример романтического послания, но и древнейшая стрела Амура.
Подобные романтические послания пережили тысячелетия и известны этнографам еще с XIX века. Например, у юкагиров была распространена пиктография, которую наносили на бересту. Такие послания назывались «тос» или «шангар-шорилэ». Причем, как рассказывает кандидат исторических наук Михаил Савинов в статье «Письмо на коже дерева: юкагирская пиктография», было два вида посланий.
Один — простые рисунки. Так охотники сообщали друг другу, куда ушли, кого поймали и где их найти. А вот женские послания были зашифрованы. Через изображения деревьев разных видов девушки передавали романтические чувства парням, рассказывали о своей нелегкой судьбе и разлучницах, стоящих на пути их чувств.
Станислав Дробышевский в лекции «Эволюция коммуникаций» приводит перевод одного из таких посланий, где юная юкагирка пишет возлюбленному: «Я девушка с косами, люблю тебя, но ты женат на другой девушке с косами, русской в юбке, она препятствует нашей любви и рвет твои связи с моим домом. У вас свой дом и двое детей. В печали я думаю о тебе, но есть парень, который думает обо мне».
Такие послания появились как жанр из-за того, что у юкагиров девушка не имела права демонстрировать свои чувства возлюбленному. Лишь мужчина мог говорить о любви или звать замуж.
Любопытно, что юкагирские берестяные послания очень похожи на древнейшие пиктограммы на скалах, найденные на этой же территории. Так что, возможно, традиция отправлять романтические письма на бересте или камнях известна в местах проживания юкагиров еще с каменного века.
Так что, собравшись написать подруге о любви в мессенджере или социальной сети, не бойтесь. Почувствуйте на плече крепкую лапу тысяч поколений волосатых и не очень предков, выживших в этом суровом мире в том числе благодаря умелому проявлению романтических чувств.