Непонятные штуковины, которые вовсю использовали наши предки
Прогресс не стоит на месте, и большинство наших повседневных хлопот выполняют машины, или мы делаем их с помощью вещей-помощников, которые тоже максимально усовершенствованы. А в прошлом, людям приходилось туго, хотя для бытовых нужд у них тоже имелись различные предметы и приспособления. В наши дни мы с трудом можем понять, что это за штуки, и для чего их использовали. Взгляните!
1. Маленькие палочки с миниатюрной ложкой, сверху украшены фигурками, орнаментом или даже драгоценными камнями
Это предмет гигиены наших предков. Копоушка или уховёртка — это старинная альтернатива ушной палочки. С помощью этих нехитрых приспособлений люди раньше чистили уши, удаляя избыток серы. Копоушки изготавливали из различных материалов, начиная с дерева, и заканчивая металлом. Эти предметы гигиены часто встречаются в археологических раскопках. На Руси девушки даже прикрепляли их в качестве украшения на косы или носили на поясе.
2. Большая деревянная кадка, выдолбленная из ствола дерева. Дно отсутствует. Для чего её использовали?
Это жлукто или золонка, зольница — приспособление для стирки и отбеливания белья. Эта кадка стояла обычно в сенях и для стрики её выносили на улицу. Стиркой занимались исключительно женщины, и это была действительно тяжёлая работа. Для начала в жлукто клали солому, затем слой белья, и всё это посыпали белой золой, которая славилась своими очищающими свойствами, и сверху опять прикрывали соломой. Затем хозяйка заливала в жлукто кипяток, и на самый верх приносили раскалённый в печи камень. Потом накрывали всё это рядном. Рядно — это толстый холст из пеньковой или грубой льняной пряжи. Вся стирка продолжалась около двух часов, а затем следовало полоскание.
3. Предмет, похожий на колокольчик, из железа или медного листа. Он издаёт приглушённый звук
Это ботало или пастуший колокольчик, от слова «болтать». Форма изготовления трапециевидная, квадратная или прямоугольная, иногда круглая. Материал изготовления был разнообразный. Ботало имело ушко, через которое пропускали ремень или верёвку для привязывания на шею животного. Внутри располагался металлический или деревянный язык, издававший звук при ударе о стенки. Звуки указывали местонахождение животного, и у каждого ботала был свой «голос». Самые ранние пастушьи колокольчики относятся к IV тысячелетию до нашей эры и были распространены в Месопотамии и Египте. Известны подобные изделия в Древнем Китае, и даже в Вавилоне.
4. Инструмент с деревянной основой, к которой прикреплены две металлические дугообразные пластины на заклёпках
Это скрутка — приспособление для скручивания ивовых прутьев (виц). Инструмент снабжён двумя ручками для вращения в одну сторону. Посередине между ними имеется еще одна пластина, обращенная к двум другим. При вращении скрутки, ивовые прутья зажимаются и скручиваются. Вицами связывали брёвна, во время сплава древесины.
5. Деревянная пластина, слегка изогнутая, с гладкой рукояткой
Это валёк, пральник или колотушка, а точнее — ручная стиральная «машина». Его также использовали для умягчения новых холстов, выбивания семян льна, конопли из семенных коробочек. Изготавливали валёк из березы, липы, осины. Женщины клали белье на мостки, и нижней поверхностью валька с силой били по мокрому белью, до тех пор, пока в нём не оставалось жидкости и бельё не становилось чистым. Потом поливали раствором щелока и снова принимались бить. Затем бельё полоскали в реке, а зимой в проруби.
6. Корыто и к нему инструмент, похоже, для рубки чего-либо
Этот инструмент называется сечка. Его использовали на Руси для рубки самых различных продуктов, чаще всего в корыте. Корыто делали из цельной колоды, а изгиб его дна подгоняли под изгиб лезвия сечки. Это упрощало и ускоряло резку. Ручка сечки была более тяжёлая, для более сильного удара.
Традиционно сечку использовали для заготовки капусты для закваски на зиму.
7. Инструмент, похожий на грабли или совок с зубьями
Специальное приспособление для сбора ягод, чаще всего черники и брусники. На Севере России такое орудие называли «грабилка», «грабельцы», «сбиралка». Мастер изготавливал грабилки в виде деревянного совка с фигурной ручкой. На нижней части делали частый гребень из 12 длинных узких зубцов. Расстояние между зубьями не очень большое, как раз, чтобы поймать ягоду.
В наши дни, грабилку тоже используют для сбора ягод, но изготавливают из разных материалов. Инструмент немного усовершенствовали
8. Подставка из дерева, с прикреплёнными к ней металлическими держателями
Это светец — металлический держатель для лучины, древний осветительный прибор. Лучина — это длинная щепка сухого дерева. Ее кололи из березы, сосны, осины, дуба, ясеня и клена, потому что они давали ровное пламя и мало дымили. Светец имел небольшую кованую вилку или их было несколько, в которую ставили лучину. Этот способ освещения использовали в русских крестьянских домах до 1917 года, затем в обиход вошли керосиновые и газовые лампы. Высокие светцы ставили на пол, короткие — на лавку. Светцы освещали только часть избы. Для пожарной безопасности под светец ставили корыто с водой или песком…
9. Прямоугольная доска с узором, из медных пластинок, шпилек и деревянных колышков
Деревянная набойная доска, или манера — принадлежность для древнейшего декоративно-прикладного искусства. Доску использовали для украшения тканей сарафанов, полотенец и скатертей. Её покрывали краской и переносили на домотканый холст. В России набойка для украшения тканей известна с X века. В наши дни этот метод почти замещен фабричной печатью.
10. Доска с узором
Пряничная доска— это доска из пород лиственных деревьев, с вырезанным в ней рельефным узором. Доски вырезали толщиной около 5 сантиметров, потом сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени. Края досок смазывали смолой. На готовую доску художник-резчик кропотливо наносил рисунок. Некоторые пряничные доски были для ежедневного использования, другие изготавливали для памятных дат. Процесс создания пряника назывался печатанием, а сам пряник — печатным.
1. Маленькие палочки с миниатюрной ложкой, сверху украшены фигурками, орнаментом или даже драгоценными камнями
Это предмет гигиены наших предков. Копоушка или уховёртка — это старинная альтернатива ушной палочки. С помощью этих нехитрых приспособлений люди раньше чистили уши, удаляя избыток серы. Копоушки изготавливали из различных материалов, начиная с дерева, и заканчивая металлом. Эти предметы гигиены часто встречаются в археологических раскопках. На Руси девушки даже прикрепляли их в качестве украшения на косы или носили на поясе.
2. Большая деревянная кадка, выдолбленная из ствола дерева. Дно отсутствует. Для чего её использовали?
Это жлукто или золонка, зольница — приспособление для стирки и отбеливания белья. Эта кадка стояла обычно в сенях и для стрики её выносили на улицу. Стиркой занимались исключительно женщины, и это была действительно тяжёлая работа. Для начала в жлукто клали солому, затем слой белья, и всё это посыпали белой золой, которая славилась своими очищающими свойствами, и сверху опять прикрывали соломой. Затем хозяйка заливала в жлукто кипяток, и на самый верх приносили раскалённый в печи камень. Потом накрывали всё это рядном. Рядно — это толстый холст из пеньковой или грубой льняной пряжи. Вся стирка продолжалась около двух часов, а затем следовало полоскание.
3. Предмет, похожий на колокольчик, из железа или медного листа. Он издаёт приглушённый звук
Это ботало или пастуший колокольчик, от слова «болтать». Форма изготовления трапециевидная, квадратная или прямоугольная, иногда круглая. Материал изготовления был разнообразный. Ботало имело ушко, через которое пропускали ремень или верёвку для привязывания на шею животного. Внутри располагался металлический или деревянный язык, издававший звук при ударе о стенки. Звуки указывали местонахождение животного, и у каждого ботала был свой «голос». Самые ранние пастушьи колокольчики относятся к IV тысячелетию до нашей эры и были распространены в Месопотамии и Египте. Известны подобные изделия в Древнем Китае, и даже в Вавилоне.
4. Инструмент с деревянной основой, к которой прикреплены две металлические дугообразные пластины на заклёпках
Это скрутка — приспособление для скручивания ивовых прутьев (виц). Инструмент снабжён двумя ручками для вращения в одну сторону. Посередине между ними имеется еще одна пластина, обращенная к двум другим. При вращении скрутки, ивовые прутья зажимаются и скручиваются. Вицами связывали брёвна, во время сплава древесины.
5. Деревянная пластина, слегка изогнутая, с гладкой рукояткой
Это валёк, пральник или колотушка, а точнее — ручная стиральная «машина». Его также использовали для умягчения новых холстов, выбивания семян льна, конопли из семенных коробочек. Изготавливали валёк из березы, липы, осины. Женщины клали белье на мостки, и нижней поверхностью валька с силой били по мокрому белью, до тех пор, пока в нём не оставалось жидкости и бельё не становилось чистым. Потом поливали раствором щелока и снова принимались бить. Затем бельё полоскали в реке, а зимой в проруби.
6. Корыто и к нему инструмент, похоже, для рубки чего-либо
Этот инструмент называется сечка. Его использовали на Руси для рубки самых различных продуктов, чаще всего в корыте. Корыто делали из цельной колоды, а изгиб его дна подгоняли под изгиб лезвия сечки. Это упрощало и ускоряло резку. Ручка сечки была более тяжёлая, для более сильного удара.
Традиционно сечку использовали для заготовки капусты для закваски на зиму.
7. Инструмент, похожий на грабли или совок с зубьями
Специальное приспособление для сбора ягод, чаще всего черники и брусники. На Севере России такое орудие называли «грабилка», «грабельцы», «сбиралка». Мастер изготавливал грабилки в виде деревянного совка с фигурной ручкой. На нижней части делали частый гребень из 12 длинных узких зубцов. Расстояние между зубьями не очень большое, как раз, чтобы поймать ягоду.
В наши дни, грабилку тоже используют для сбора ягод, но изготавливают из разных материалов. Инструмент немного усовершенствовали
8. Подставка из дерева, с прикреплёнными к ней металлическими держателями
Это светец — металлический держатель для лучины, древний осветительный прибор. Лучина — это длинная щепка сухого дерева. Ее кололи из березы, сосны, осины, дуба, ясеня и клена, потому что они давали ровное пламя и мало дымили. Светец имел небольшую кованую вилку или их было несколько, в которую ставили лучину. Этот способ освещения использовали в русских крестьянских домах до 1917 года, затем в обиход вошли керосиновые и газовые лампы. Высокие светцы ставили на пол, короткие — на лавку. Светцы освещали только часть избы. Для пожарной безопасности под светец ставили корыто с водой или песком…
9. Прямоугольная доска с узором, из медных пластинок, шпилек и деревянных колышков
Деревянная набойная доска, или манера — принадлежность для древнейшего декоративно-прикладного искусства. Доску использовали для украшения тканей сарафанов, полотенец и скатертей. Её покрывали краской и переносили на домотканый холст. В России набойка для украшения тканей известна с X века. В наши дни этот метод почти замещен фабричной печатью.
10. Доска с узором
Пряничная доска— это доска из пород лиственных деревьев, с вырезанным в ней рельефным узором. Доски вырезали толщиной около 5 сантиметров, потом сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени. Края досок смазывали смолой. На готовую доску художник-резчик кропотливо наносил рисунок. Некоторые пряничные доски были для ежедневного использования, другие изготавливали для памятных дат. Процесс создания пряника назывался печатанием, а сам пряник — печатным.
+3
68
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии