Средневековое искусство порой поражает своими необычными изображениями. На страницах манускриптов того времени можно встретить самых разных чудовищ, с которыми сражаются отважные рыцари. Причем «монстры» эти не всегда так уж и страшны. Например, кто испугается единорога или кролика? А улитку?
Одним из самых загадочных являются рисунки XIII–XIV веков, на которых рыцари сражаются с улитками. Особенно эта тема активно развивалась в маргиналиях — рисунках на полях средневековых книг. В ту пору художники вообще рисовали странно: чего стоит только средневековые изображения людей, которых убивают, а им пофигу. А тут — воинствующие улитки: в чем же причина такой необычной темы?
Сама по себе идея сражающегося с улиткой рыцаря кажется комичной. Ведь улитка — далеко не воин, и, конечно же, не является грозной опасностью для рыцаря. Откуда же взялась такая идея? Исследователи высказывали разные гипотезы.
Одна из них была предложена Лилиан М. С. Рэндалл из Университета Чикаго еще в 1962 году. По ее мнению, изображенная улитка на этих рисунках — аллегория ломбардийцев. Этот регион Италии был известен своими ростовщиками, которых французы часто называли трусами. И тут на помощь приходит улитка — медленное и, по мнению французов, трусливое создание. Соединив образ рыцаря и улитки, художники создали яркую иронию на тему французского отношения к ломбардийцам.
Другая версия гласит, что улитка на средневековых изображениях является символом трусости. Рыцарь, сражающийся с таким врагом, изображается как трус, боящийся слабого противника. А если рыцарь просит улитку о пощаде, то он втройне трус.
Нельзя забывать и о реальной угрозе, которую представляли улитки в те времена. Для средневековых крестьян улитки, как и многие другие насекомые, были вредителями, портящими урожай. Вред от них был настолько ощутим, что в Средние века даже проводились суды над вредителями, в числе которых были улитки. Этих медленных созданий часто ассоциировали с исчадиями ада.
Однако такое объяснение не дает ответа на вопрос, почему именно рыцари сражались с улитками, а не, например, крестьяне с вилами. Возможно, художники вложили в это изображение другой, глубинный смысл.
Есть мнение, что рыцари противостояли улиткам как символам аристократии. Аристократы зачастую воспринимались как ленивые и высокомерные, и этот стереотип мог быть передан через образ улитки, медленно ползущей по лестнице. Эта интерпретация также подкрепляется тем, что многие из аристократов долгие годы служили своим господам, чтобы получить высшие чины и привилегии.
Еще одна гипотеза была предложена в 1850 году графом де Бастаром. Он утверждал, что улитки в маргиналиях символизируют воскрешение. Он связывал это с изображением воскрешения Лазаря, рядом с которым часто изображали улиток. Таким образом, улитка, покидающая свою раковину, становилась метафорой человека, возрождающегося после смерти.
Загадка улиток на средневековых рисунках остается открытой. Но благодаря этим изображениям, мы можем лучше понять культуру и мировосприятие людей той эпохи. Эти рисунки — отражение их страхов, надежд, верований и юмора.
Средневековые рисунки давно вызывают удивление и интерес у наших современников. Недавно чешские реконструкторы решили дать новую жизнь этим необычным миниатюрам, и их воссозданные сцены заставляют зрителей смеяться от души.