kalaputski.ru kalaputski.ru

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

Порой используя то или иное название товара, задумываешься о его происхождении. Мы решили приоткрыть тайну образования известных всем слов. Нередко под именами нарицательными скрывается что-то поинтереснее, чем просто фломастеры или унитазы. Образование имени нарицательного от имени собственного происходит по двум причинам: отсутствие языковых аналогов или неудачное авторское название. Из нашего материала вы узнаете, какие торговые марки превратились в имена нарицательные и как это произошло.

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

Ксерокс

Сегодня мало кто задумывается о происхождении странного словечка. Зато все знают, что «отксерить» означает «сделать копию». У нас всю копировальную технику называют «ксероксами», хотя это в корне неверно. Имя нарицательное образовалось от названия известного бренда. В 1947 году мировой лидер по выпуску офисной техники Xerox выкупил патент копировального устройства, изобретенного физиком Честером Карлсоном. По словам ученого, название изобретения происходит от греческого xerography, означающего «писать сухо».

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

Копировальные аппараты марки Xerox работали лучше других и производили отличные копии. В скором времени они вытеснили с рынка продукцию конкурентов. Доминирующее положение компании привело к появлению этого имени нарицательного. Кстати, англичане не признали странное название. Зато в русском языке копировальный аппарат почти всегда называют ксероксом, даже если это вовсе не Xerox. Компания пыталась искоренить неологизм, заявив, что Xerox — это не обязательно ксерокс. Однако россияне эту на рекламную кампанию внимания не обратили.

Фломастеры

В марте 1960 года на рынке появились диковинные приборы для рисования. Японский бренд Flo-master предложил покупателям приспособления, пишущие яркой краской. Жидкость подавалась на войлочный наконечник. Юкио Хори изобрел всем известные фломастеры в 1942 году. Однако на европейский рынок новый товар попал только в 1960 году с легкой руки немецкой компании Edding.

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

Англичане назвали новый письменный прибор felt-tip pen. Но это название в других странах не прижилось. В Советском Союзе их стали называть фломастерами.

Существует две версии происхождения этого слова:

  1. от названия японского бренда Flo-master;
  2. от названия немецкой фирмы Flowmaster, выпускавшей чернила для фломастеров.

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

Как бы там ни было, сегодня практически во всем мире felt-tip pen называют фломастерами. В порядке эксперимента это можно проверить в Google-переводчике.

Вазелин

Сегодня этот продукт переработки нефти, который применяется в косметическом производстве, известен под названием вазелин. Однако мало кто знает, что Vaseline является товарным знаком косметики фирмы Unilever (ранее принадлежало изобретателям вазелина Chesebrough-Ponds).

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

В 1859 году английский химик Роберт Чезбро создал мазь без вкуса и запаха из смеси минерального масла и твердых парафинов. Изначально автор изобретения назвал новый продукт нефтяным желе (Petroleum Jelly). Но покупатели такое название не оценили. Тогда Роберт решил назвать свое изобретение «вазелином», составив наименование из двух слов: немецкого «wasser» — вода и греческого «elaion» — оливковое масло. В 1872 году он получил патент США на производство продукта, а в 1878 году запатентовал вазелин как торговую марку.

Эскимо

Название этого лакомства во всех языках мира имеет одинаковое произношение. Происхождение слова объясняется разными версиями.

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

Некоторые приписывают изобретение нового названия кондитеру Кристиану Кенту из Дании. Во время изготовления брикетов мороженого он случайно разлил шоколадную глазурь. Неловкость стала причиной появления чудесного десерта. Датчанин назвал лакомство пирожком эскимоса — «eskimo pie». По другой версии, изобретение рецепта приписывают американцу Христиану Нельсону, который запатентовал «eskimo pie» в 1922 году.

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

В 1934 году компания Danon, которая на тот момент еще называлась Gervais, первой выпустила эскимо на палочке. Лакомство с деревянной палочкой также называли пирожком эскимоса. Позже название всеми любимого десерта сократилось до «эскимо».

Унитаз

До конца 19 века в России пользовались «ночными вазами» и прочими приспособлениями для малой и большой нужды. Первый прототип унитаза появился в 1773 году благодаря англичанину Томасу Крепперу. Изобретатель разработал специальное приспособление для дозированного слива воды. Нехитрое устройство стало прообразом унитаза.

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

Другой англичанин Томас Твайфорд придумал первый аналог унитаза. В 1851 году он запатентовал свое неказистое устройство. В 1883 году изобретатель усовершенствовал унитаз, представив миру предмет сантехники из фаянса. Новинка называлась Unitas, что в переводе означает «единый», «цельный». Лондонская международная выставка здравоохранения удостоила изобретателя золотой медалью за вклад в развитие гигиены.

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

Официально признаны две версии образования слова «унитаз». Первая ссылается на Томаса Твайфорда. Вторая — на испанскую фирму Unitas. Изначально компания специализировалась на электрическом обеспечении, но с 1909 года наладила выпуск унитазов. Испанский санфаянс получил огромную популярность в России и Европе. Россияне превратили название бренда в имя нарицательное. В словаре Ушакова значится второй вариант происхождения слова унитаз.

Диктофон

Сегодня почти у каждого мобильного телефона есть функция записи голоса. Это так привычно, что ничуть не удивляет. А ведь совсем недавно диктофон представлял собой отдельное устройство с собственным питанием и носителем информации. А чуть больше века назад диктофон представлял из себя технически сложный стационарный механизм, который могли себе позволить только коммерческие организации.

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

«Диктующую машину» на восковых валиках предложил еще изобретатель фонографа Т. А. Эдисон. Более поздние аналоговые диктофоны представляют собой, как правило, магнитофон с дополнительными функциями, облегчающими диктовку, расшифровку и перепечатку.

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

Слово происходит от торговой марки Dictaphone, с 1907 года принадлежавшей американской компании Columbia Phonograph. Компания Dictaphone за свою историю множество раз меняла владельца, и сейчас входит в состав Nuance Communications в Массачусетсе.

Джип

Изначально имя нарицательное «джип» было названием торговой марки. Сегодня стало привычным называть джипом любой внедорожник. Странное название связано с комиксом, выпущенным в 1936 году. Одного из героев «графического романа» звали Юджин Джип. Сказочный зверек с необычной внешностью очень полюбился читателям. Вскоре его именем стали называть несуразных людей и странную технику.

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

В 1936 году автобренд Halliburton company представил новую линейку гражданских внедорожников под названием «Джип». Тем самым закрепив прозвище из комикса за полугрузовыми и легковыми внедорожниками. Компания Jeep безуспешно пыталась настаивать на правильном названии автомобилей. Новое слово быстро прижилось во многих странах. Сегодня многие люди, не задумываясь над маркой автомобиля, привычно называют внедорожники джипами.

Памперсы

Слово «подгузник» постепенно исчезает из обихода. Современные мамы и бабушки называют этот предмет детской гигиены памперсом. Так называется известная торговая марка, выпускающая одноразовые подгузники.

История современных подгузников началась в 1961 году, когда американская компания Procter & Gamble выпустила первую партию одноразовых подгузников с влагопоглощающим слоем. Изобретение принадлежит технологу Виктору Милзу, которому довелось ухаживать за тремя маленькими внуками. Кстати, в то время выпускались непромокаемые подгузники с полым карманом для пеленки. Дедушка так устал стирать пеленки, что твердо решил изменить ситуацию.

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

Позже Procter & Gamble наладил выпуск влажных салфеток и других предметов детской гигиены под общим брендом «pampers». Слово имеет два перевода: баловать и пеленки. Консервативно настроенные бабушки считают, что слово памперс означает «баловать». Баловство, в первую очередь, относится к современным родителям, которые не желают утруждаться бесконечной стиркой пеленок. Покупатели, невзирая на марку производителя, стали называть новым словом подгузники любых производителей.

Метро

Жители многих стран используют слово «метрополитен» для обозначения подземной железной дороги. Интересно, что оно образовалось от названия торговой марки. В 1863 году компания Metropolitan Railway построила первую подземку. Название бренда в дословном переводе означает «Столичная железная дорога».

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

Пунктуальные англичане, подразумевая подземку, используют слово underground. Французы первыми преобразовали название компании в имя нарицательное. Компания, строившая подземку в Париже, называлась Metropolitan, что в переводе означает «столичный». Вскоре название сократилось до «метро». Новое слово получило широкое распространение по всей Европе и в России.

Йо-йо

Йо-йо, маховик на веревочке, относится к одним из самых древних игрушек мира наряду с куклой. Этой штуке уже не менее 2500 лет, ведь история йо-йо уходит еще во времена Древней Греции. Этот факт подтверждает дошедшая до нашего времени ваза, на которой нарисован человек с йо-йо. К тому же были найдены глиняные аналогичные игрушки, сделанные в то же время.

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

Свое название йо-йо получило в 1928 году в честь Yo-Yo Manufacturing Company. В 1920 году появилась первая фабрика по производству этой игрушки, расположенная в городе Санта Барбара в США. Открыл ее Педро Флорес, который в Филиппинах нашел прототип этой игры и привез в Штаты.

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

В 1928 году бизнесмен Дональд Ф. Дункан первый раз увидел Педро, который выполнял трюки с йо-йо, и большую толпу людей, которые собрались вокруг. Дункан предсказал большой успех этой игрушке и купил не только патент на нее, но и компанию Флореса.

На фабрике Дункана ежедневно выпускали около 300 000 йо-йо. Сначала они были деревянными, а потом стали использовать пластик. Материалы совершенствовались, мастерство владения игрушкой тоже. Продажи росли с огромной скоростью.

10 торговых марок, которые стали именами нарицательными

К 1962 году было продано рекордное количество игрушек, около 45 миллионов, в стране, где было 40 миллионов детей. Популярность йо-йо выросла настолько, что в 1965 году суд дал разрешение всем компаниям, производящим его, называть свои игрушки «йо-йо». Это название настолько широко распространилось, что стало уже частью языка.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+7
104
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.