Этот загадочный аппарат эпохи НЭПа лишен всего того, к чему мы привыкли. В нем нет ни коробки передач, ни дифференциала, ни топливного насоса. Зато это чудо может работать на любом виде топлива и обходиться без водителя!
Эта модель разрабатывалась как компактный сельскохозяйственный агрегат для обработки земли двухкорпусным плугом — сегодня его бы отнесли к фермерским мини-тракторам. Выпускался «Запорожец» на заводе «Красный прогресс» в Запорожской области УССР с 1923 по 1927 год. Его конструктивные решения кардинально отличаются от типовых советских и современных российских тракторов. Рассмотрим самые интересные.
Трехколесная конструкция
Отказ от четвертого колеса позволил упростить конструкцию за счет исключения дифференциала — такой подход существенно облегчил техническое обслуживание машины для сельских жителей.
Нефтяной двигатель
В противовес дизелю, у него всего один цилиндр большого объема. К нему присоединяется калильная камера, в которой топливо смешивается с воздухом и воспламеняется, а в цилиндр попадает раскаленная смесь продуктов сгорания. Такой двигатель работает на малых оборотах, фантастически чадит и расходует невероятное количество топлива. Зато у него есть один существенный плюс: он способен «жить» на практически любом жидком топливе, от сырой нефти до растительного масла.
Зачем нужна вода?
Вода подается в цилиндр вместе с топливом. Это обеспечивает частичное охлаждение стенок, предотвращает образование нагара и способствует экономии.
Отсутствие трансмиссии
Коробки передач тут нет, но трактор способен двигаться задним ходом благодаря тому, что двигатель может вращаться в обе стороны.
Автоматическое управление
Машина способна пахать полностью самостоятельно! За счет постановки правого переднего колеса в проложенную борозду. Конструкция предусматривает специальный механизм регулировки высоты этого колеса, чтобы по борозде трактор мог двигаться без крена.
В ту эпоху не только в Советском Союзе создавали нефтяные трактора.
Кстати, ранее мы писали о германских «бульдогах», появившихся параллельно с «Запорожцем». Они оставались востребованными до 1960-х годов. Так как идеально соответствовали потребностям аграрного сектора 1920-х.
«Запорожец» заслуженно получил награду на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1923 года, а общий выпуск этой модели составил 500 единиц.