Просматривая китайские костюмированные и фэнтези-дорамы иностранный зритель замечает, что в макияже одним из обязательных атрибутов является узор на лбу. Давайте разберёмся в истоках этой традиции.
Некоторые учёные считают, что традиция украшать лоб узорами берёт своё начало в период Воюющих царств, который длился с V по III век до нашей эры. В одной из гробниц этого времени были обнаружены женские фигурки с точками на лбу, которые имели форму трапеции.
Другие исследователи предполагают, что эта традиция связана с появлением буддизма в Китае. Во времена династии Восточная Хань (25 — 220 н.э.) буддизм широко распространился на Центральных равнинах и в последующие годы становился всё более популярным. Этот феномен имел глубокие социальные корни. Чтобы избежать войн и массовых убийств, люди покидали свои родные города, мигрируя с севера на юг. Культурные обмены между северными и южными регионами способствовали распространению религии. Буддизм стал неотъемлемой частью китайской культуры и духовной опорой для многих людей.
Под влиянием буддизма в то время у женщин было популярно наносить желтый цвет на лоб. Это делали либо с помощью краски и кисточки, либо обмакивали в краску различные материалы (бумага, кусочки слюды, шёлк, крылья стрекозы, чешуя рыб, а также применяли сусальное золото) и приклеивали ко лбу. Позднее материалы окрашивались и в другие цвета, отчего напоминали настоящую аппликацию.
Наиболее известным является нанесение узора в виде цветка сливы. Такой макияж называется хуадянь. Он широко применялся и был популярен во времена династий Тан и Сун.
Согласно легенде, хуадянь появился в эпоху Южной династии (420–589 гг. н.э.), когда на лоб принцессы Шоуян, гулявшей по дворцу ранней весной, случайно упал цветок сливы. По каким-то причинам цветок нельзя было убрать или смыть, но он так прекрасно смотрелся на принцессе, что это стало модной тенденцией.
По другой версии, однажды принцесса Шоуян задремала под навесом, и на её лоб упал цветок сливы, оставив след, который не смывался три дня. Этот эффект был настолько впечатляющим, что стал модным и был скопирован другими женщинами из дворца. Вскоре эта тенденция быстро распространилась по всей стране.
На полотне запечатлена дама с цветком сливы на лбу. Картина хранится в музее Тайбэя, на Тайвани.
Позднее использовали не только изображение цветка сливы, но и других орнаментов: бабочек, рыбок, уточек и так далее. Кроме того, традиция делать аппликации из различных материалов по-прежнему сохранялась. Для нанесения узоров использовались различные красители: красный, жёлтый, зелёный.
Различные формы узора для макияжа:
Наиболее популярным цветом был красный, который получил широкое распространение во времена династии Тан (618–907 н.э.). С этим видом макияжа и периодом также связана интересная легенда.
Шангуань Ваньэр — выдающаяся историческая личность, которая была известна как политический деятель, поэтесса и секретарь императрицы У Цзэтянь, правившей в период с 665 по 705 год.
Императрица высоко ценила Шангуань Ваньэр и полностью доверяла ей. Однако, когда её имя было обнаружено в списке заговорщиков, она испытала глубокое разочарование. Её гнев был настолько велик, что она схватила ножницы и метнула их в своего секретаря. Ножницы вонзились Шангуань Ваньэр между бровей, и хлынула кровь.
У Цзэтянь приказала секретарю не двигаться. Успокоившись, императрица, признавая талант Шангуань Ваньэр, проявила милосердие и сохранила ей жизнь. Однако на лбу Шангуань Ваньэр остался заметный шрам, который она пыталась скрыть, нанося рисунок сливы. Этот цветочный узор не только скрывал её шрам, но и придавал ей более красивый и очаровательный вид. Он стал настолько популярным среди придворных дам и простых людей, что превратился в типичный макияж династии Тан (618 — 907 гг.).
В эпоху династии Сун (960–1279 гг.), когда в обществе стали цениться скромность и элегантность, на лоб часто наносили жемчуг. Традиция рисовать и делать аппликации на лбу ослабла и исчезла во времена династии Юань (1271–1368 гг.).